Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное уменьшение государственного долга в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга…………………………………………………………..5
2. Внутренний и внешний государственные долги………………………10
3. Влияние государственного долга на развитие экономики……………18
4. Современное состояние государственного долга в России…………...23
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Гос.долг.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………...3

 

1. Дефицит государственного  бюджета и возникновение государственного  долга…………………………………………………………..

2. Внутренний и внешний  государственные долги………………………10

3. Влияние государственного  долга на развитие экономики……………18

4. Современное состояние  государственного долга в России…………...23

 

Заключение………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  Правительством Российской Федерации  проводится политика, направленная на сокращение общего объема государственного долга. Вместе с тем, общее сокращение долговых обязательств происходит при сокращении внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный и не зависит от курсовых колебаний.

Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных  долговых обязательств Российской Федерации  и постепенное уменьшение государственного долга в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.

В настоящее время  создаются предпосылки для возможного, в дальнейшем, увеличения объема долговых обязательств, при сохранении на безопасном уровне показателей долговой устойчивости, и использования средств, получаемых от государственных заимствований в инвестиционных целях.

В то же время остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с осуществлением государственных заимствований, а также потенциально существует вероятность повторения ранее допущенных ошибок в управлении государственным долгом.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что тема настоящей курсовой работы – актуальна. Актуальность курсовой работы подтверждается известными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований.

Цель работы – рассмотреть основы государственного долга, его причины и методы покрытия. Также в курсовой работе мы обратим особое внимание на бюджетный дефицит, поскольку он имеет взаимосвязь с государственным долгом.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач.

1. Обозначить понятие дефицита государственного бюджета и показать его связь с государственным долгом.

2. Дать понятие внутреннему и внешнему государственным долгам. Рассмотреть их структуру и динамику, на примере РФ.

3. Рассмотреть влияние государственного долга на развитие экономики

4. Осветить современное  состояние государственного долга  в России.

5.  Сделать общие выводы.

Курсовая работа состоит  из 4 основных глав, введения, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет – это самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами1.

При бюджетном дефиците государству не хватает средств  для нормального выполнения своих  функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.

Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.

Дефицит бюджета может  возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Итак, основными причинами бюджетного дефицита являются:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 – 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота2.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают  проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

1. Сокращение расходов  госбюджета. Этот путь не всегда  выполним, так как уменьшение  дотаций может усилить спад  в экономике, а сокращение социальных  программ провоцирует социальную  напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогового  бремени. Данный путь приведет  к уменьшению инвестиций и  потребления. Последнее также  снижает возможности роста ВНП,  поскольку сужает емкость рынка. 

3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

• обращения государства  за кредитом к национальным банкам;

• превращения кредита  во внешний долг при получении  его от иностранных государств;

• выпуска государственных  ценных бумаг облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.

4. Выплата государственного  долга за счет увеличения предложения  денег на основе их эмиссии.  Это самый опасный путь погашения  бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Особое значение имеет  стратегия в области использования  в качестве источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или  внешних займов. Это приводит к  росту государственного долга и  увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом3.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним4.

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Таким образом, бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой, так как, государственный долг – это важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренний и внешний государственный долг

Особое значение имеет  стратегия в области использования  в качестве источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или  внешних займов. Это приводит к  росту государственного долга и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом

Внешний долг — это совокупный объем финансовых средств взятых в долг правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов), кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.), напрямую крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран5.

Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга  на последующие поколения.

Инструментами внешнего заимствования  выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк), выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.

Внутренний  государственный долг – это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности6.

К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее.

Основной объем долга  приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.

Информация о работе Государственный долг РФ