Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
1.1. Понятие государственного долга …………………..4
1.2. Причины возникновения государственного долга..4-5
1.3. Виды государственного долга ……………………5-7
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан …………………………………………….7
2.2. Правительственный долг Республики Казахстан ..7-8
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан …....8-12
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан ……. 12-13
Глава 3. Управление государственным долгом
3.1. Погашение и обслуживание государственного долга ………..13-14
3.2. Иные методы управления государственным долгом …… 14-15
Заключение ……………………………………………… 16
Список использованной литературы ………………16-18
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан
В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:
1. Правительственный долг;
2.
Долг Национального Банка
3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.
Рассмотрим каждое из этих составляющих.
2.2. Правительственный долг
1.
В соответствии с Законом
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.
Законом «О государственном
- аффинированного золота;
-
валютных ценностей,
- простых и переводных векселей в иностранной валюте;
-
ценных бумаг, выпущенных и
гарантированных иностранными
-
других внешних активов,
Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:
· покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;
· покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;
·
поступлений комиссионных и других
вознаграждений (интереса) от депозитных,
вкладных, дилинговых операций с иностранной
валютой и операций с ценными
бумагами, деноминированными в
·
поступлений в иностранной
· кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;
·
поступлений в иностранной
Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:
· продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
·
осуществления конвертации
· продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;
· возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;
· списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).
Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:
1. Международный валютный фонд (МВФ);
2.
Международный банк
3.
Международная финансовая
4.
Международная ассоциация
5.
Многостороннее агентство
6.
Международный центр по
7.
Европейский банк
8. Азиатский банк развития (АБР);
9. Исламский банк развития (ИБР).
РК является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан:
· уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ.
· по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам.
· уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ.
· Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ,
· Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.
· Назначается в качестве депозитария всех авуаров1 в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору.
·
Осуществляет переводы сумм, подлежащих
выплате Республикой Казахстан
или Республике Казахстан при
осуществлении операций и сделок,
предусмотренных положениями
·
Совместно с Правительством Республики
Казахстан предпринимает
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
3.
В соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг
Вместе с тем, в Республике Казахстан постановлением Правительства № 88 от 23.01.2002 года утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг.
Глава 3. Управление государственным долгом
Управление
государственным долгом – это
деятельность государства в лице
уполномоченных органов по обеспечению
рационального и эффективного заимствования
и оптимизации стоимости
Управление государственным долгом включает в себя:
1.
Ежегодную оценку состояния и
прогноза на предстоящий
2.
Определение Министерством