Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:38, реферат

Описание работы

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач.

Содержание

1.Введение
2. История возникновения бюджета
3. Понятие и роль государственного бюджета
Бюджетная политика
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Виды бюджета
4.Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реф ГосБюджет.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

- повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета:

1. Сокращение расходов.

2. Увеличение доходов.

3. Денежная эмиссия.

4. Государственные займы.

Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП.

Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб.

Список литературы

1 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

2 Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К., 2001.

3 Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. // Финансы и кредит. 2004. № 13.

4 Кашина Н. Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2005. № 4.

5 Готвань О. Д. Перспективы развития российской финансовой системы. // Проблемы прогнозирования. 2004. №2.

6 Финансы. / Под ред. Романовского М. В. - М.: Перспектива, 2000.

7 III Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году". // Финансы. 2004. №8.

8 Шаланов Н. Концепция региональной инвестиционной политики // Аудитор. 2002. № 2.

9 Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 2005. № 8.

10 Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономика, 2000.

11 Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. - М. ЮНИТИ, 2002.

12 Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. Николаевой И. П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.


 

МОУ ВПО институт права и экономики

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему:

Государственный бюджет и его место

в финансовой системе государства

Выполнила: студентка группы ФЗС-6-1

Попова Ирина Юрьевна

Проверил:

Суханов Евгений Васильевич

г. Липецк 2006 г.

        Содержание

o         Введение 3

        1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 5

        2. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы 12

        Заключение 17

        Список литературы 20

Введение

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п.

Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.

Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг.

Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.

Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Профицит бюджета - это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

, где

BS - бюджетный избыток

t - налоговая ставка

Y - выпуск (производство, доход)

G - государственные закупки

TR - трансфертные платежи

Из этой формулы видно, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Профицит бюджета при допущении полной занятости - это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

, где

BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

Y* - доход при полной занятости

Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада.

Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

Дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

- спад общественного производства

- рост предельных издержек общественного производства

- массовый выпуск «пустых» денег

- излишне, неоправданно раздутые социальные программы

- возросшие затраты на финансирование ВПК

- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ - это печатанье денег.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 1.

T,G

E Профицит

Дефицит

Y

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит
государственного бюджета

t - налоговая ставка; G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики.

Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

- за счет увеличения его доходной базы;

- на базе реструктуризации расходной части бюджета;

- путем совершенствования бюджетных процедур.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита.

Мультипликатор - сбалансированного бюджета -- воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а также повышения (снижения) налогов на равновесный чистый национальный продукт (ЧНП), выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений).

Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным.

Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.

Информация о работе Государственный бюджет