Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:32, курсовая работа
Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.
Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.
Введение
Государственный бюджет: понятие и роль в экономике
Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета
Функции государственного бюджета в современной экономике
Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета
2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. То есть с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5%.
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц, медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» – проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы».
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14–1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы №2 мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии статья 213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов».
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Проанализировав
данные таблицы №1 и №2 можно сделать
вывод, что бюджет РФ является важнейшим
звеном финансовой системы страны.
2.2
Состояние и специфика
бюджета переходной
экономики России
В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума Российской Федерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов. При этом бюджет был подвергнут существенным изменениям в соотношении с начальным вариантом. Никто из экспертов не берется давать прогнозы по успешности экономической и социальной политики. В рамках второго чтения депутаты утвердили бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета. Был рассмотрен вопрос о распределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственных внутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российской валюте в период «скользящей трехлетки». Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено как раз антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.
«Федеральный
бюджет станет ядром для создания
инфраструктуры, вложения в человеческий
капитал, в обеспечение
Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования, выделяемые на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это самый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.
В бюджете увеличивается финансирование важнейших социальных обязательств – индексация зарплаты, пенсий и пособий. Так, в 2009 году запланирована индексация базовой части трудовой пенсии с 1 марта на 8,5% и с 1 декабря – на 26,4%, а в 2010 году с 1 апреля – на 9,9%. В ближайшие три года будет также увеличиваться денежное довольствие федеральных госслужащих и военнослужащих – соответственно на 8,5%, на 7% и на 6,8%. Размер материнского (семейного) капитала в будущем году составит 299731 рублей. Кроме того, предусматриваются меры по увеличению среднегодового прожиточного минимального уровня – с 4135 рублей в 2009 году до 4989 рублей в 2011 году, что позволит к концу будущего года повысить средний размер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера и сохранить выплаты на этом уровне в 2010 и в 2011 годах.
Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
В 2009 году на строительство и модернизацию автодорог общего пользования ассигнуется 31,5 млрд. рублей.
В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначально к 2011 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован с профицитом. Существует определенные проблемы с объемами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и их решение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом. Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра ключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.
В условиях финансового кризиса нам поможет большой объем накопленных золотовалютных резервов. Возможно, банковской системе придется предоставить больше ликвидности в связи с оттоком капитала на западные рынки, где ликвидности также не хватает. Доля источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в общем объеме ВВП несколько увеличивается, что связано именно с решением проблемы ликвидности.
Меры, принятые
Минфином России и Центробанком в течении
весны и лета, будут способствовать сдерживанию
роста инфляции в начале 2009 года. Конечно,
они носят монетарный характер, и в части
инфляции издержек ситуация не изменится.
Но это уже результат влияния тарифов
естественных монополий. Предположительно
по итогам года инфляция превысит 11,8%,
достигнув уровня 12,3–12,5%. Однако в начале
следующего года она уменьшится.
2.3
Пути совершенствования
государственного бюджета
РФ
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1. рост ВВП
и продукции промышленного
2. прекращение
спада сельскохозяйственного
3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
4. снижение налоговой
нагрузки на
5. рост реальных
располагаемых денежных
6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.
Приоритетные задачи финансовой политики:
1) введение в
действие новых принципов
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;
3) совершенствование
структуры расходов бюджетов
на основе сокращения прямых
бюджетополучателей и
4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;
5) формирование реалистичного бюджета;
6) проведение политики на финансовом рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;
7) повышение
эффективности валютно-
8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.
Задача подъема
России напрямую связана с развитием
местного самоуправления – снижение федеральной
опеки, больше доверия регионам. Но за
центром всегда остаётся регулирование,
контроль и координация. Один из эффективных
рычагов региональной политики – федеральные
трансферты. Необходимо увеличивать долю
трансфертов, направляемых на конкретные
цели. От местных властей во многом зависит
проведение жилищно-коммунальной реформы,
развитие малого и среднего бизнеса, поддержка
которого – аксиома стабильной экономики.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Сбалансированность бюджета − один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие − при его исполнении.