Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Налоги в экономической системе общества………………………………….5
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения………………………….5
1.2 Функции налогов……………………………………………………………...8
1.3 Налоги как средство государственного регулирования…………………..10
2. Государственный бюджет…………………………………………………….13
2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах……………………………………………………….13
2.2 Доходы государственного бюджета………………………………………..15
2.3 Расходы государственного бюджета……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.
1.3 Налоги как средство государственного регулирования
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
-
установление и изменение
- определение налоговых ставок, их дифференциация;
-
предоставление налоговых
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.
Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.
По
мере усложнения и совершенствования
государственного регулирования экономики
налоги всё шире использовались для
регулирования структуры
Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Большинство
целей государственного регулирования
экономики достигается на Западе
путём целенаправленного
2. Государственный бюджет
2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социокультурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.
В
процессе функционирования бюджетные
отношения получают соответствующее
им материально-вещественное воплощение;
они материализуются в
Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
-
государственный бюджет
-
с помощью бюджета происходит
перераспределение
-
пропорции бюджетного
-
область бюджетного
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функцию.
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
2.2 Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Бюджетные
доходы, с одной стороны, являются
результатом распределения
Важнейшее
место среди источников поступлений
в государственный бюджет занимают
налоги. На их долю приходится до 90% все
поступлений в бюджеты
Кроме
налогов в бюджет поступают неналоговые
доходы. К ним относятся, с одной
стороны, доходы от эксплуатации государственной
собственности и от её продажи
юридическим и физическим лицам,
а с другой - поступления от реализации
облигаций государственных
Так же доходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг.
2.3 Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.
Расходы
государственного бюджета выполняют
функции политического, социального
и хозяйственного регулирования. Функция
социального регулирования
Расходы
государственного бюджета тесно
взаимосвязаны с его доходами.
Эта взаимосвязь выражается в
количественном соответствии расходов
доходам, а также в их влиянии
друг на друга. С одной стороны, бьем
расходов бюджета лимитируется жёсткими
рамками поступающих бюджетных доходов,
причём последние в свою очередь определяются
экономическими возможностями государства.
Поэтому очень важно установить такой
бьем бюджетных расходов и такие сроки
использования бюджетных средств, которые
обеспечивали бы решение стоящих перед
обществом социально-экономических задач
при минимальных затратах с максимальным
народнохозяйственным эффектом. С другой
стороны, расходы при надлежащем использовании
бюджетных средств могут оказывать обратное
влияние на доходы, содействуя росту производства,
развитию науки, совершенствованию кадрового
потенциала и т.д.
Заключение
Главным
средством перераспределения
Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.
Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.