Государственный бюджет и налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Налоги в экономической системе общества………………………………….5
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения………………………….5
1.2 Функции налогов……………………………………………………………...8
1.3 Налоги как средство государственного регулирования…………………..10
2. Государственный бюджет…………………………………………………….13
2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах……………………………………………………….13
2.2 Доходы государственного бюджета………………………………………..15
2.3 Расходы государственного бюджета……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

МакроэкономикаКурсовая.docx

— 31.07 Кб (Скачать)

     При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые  местные налоги.

     1.3 Налоги как средство  государственного  регулирования

     Основными объектами государственного регулирования  экономики при помощи налоговой  политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и  опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические  связи, окружающая среда и др.

     Регулирующая  функция налогов заключается  в следующем:

     - установление и изменение системы  налогообложения;

     - определение налоговых ставок, их  дифференциация;

     - предоставление налоговых льгот  - освобождение от налогов части  прибылей и капитала с условием  их целевого использования в  соответствии с задачами государственное  экономическое программирование.

     Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при  допущении его с оборота между  предприятиями по "принципу ограничения  единства" не взимается с оборота  между предприятиями "органически  единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.

     Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

     По  мере усложнения и совершенствования  государственного регулирования экономики  налоги всё шире использовались для  регулирования структуры народного  хозяйства. Налоговые ставки всё  более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать  усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

     Налоговая система становится всё более  гибкой. При сохранении основ и  структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают  налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих  целям государственного регулирования  экономики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

     Регулирующая  функция налогов в современных  условиях не столько в том, чтобы  максимально освободить прибыли  и доходы от налогов и создать  общие и селективные стимулы  для действий в соответствии с  текущими целями государственного регулирования  экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами  налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

     Большинство целей государственного регулирования  экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов  обновления и расширения основного  капитала зависят в основном темпы  роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Государственный бюджет

     2.1 Сущность государственного  бюджета, его роль  в социально-экономических  процессах

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

     Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах  всего общества, удовлетворения социокультурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном  фонде страны, имеющем сложную  организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит  от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намеченных структурных  сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие  в специфических формах.

     Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

     - государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

     - с помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяйства,  территориями страны, сферами общественной  деятельности;

     - пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, состоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе развития;

     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями.

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (перераспределительную) и контрольную функцию.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общественных потребностей. 
 

     2.2 Доходы государственного  бюджета

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

     Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой стороны выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государства  стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и  целевого назначения.

     Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% все  поступлений в бюджеты промышленно  развитых стран (см. выше).

     Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые  доходы. К ним относятся, с одной  стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности и от её продажи  юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

     Так же доходы государственного бюджета  могут получаться в виде процентов  и дивидендов от инвестирования государственных  средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также  доходы от продажи ценных бумаг.

     2.3 Расходы государственного  бюджета

     Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

     Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с  качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

     Расходы государственного бюджета выполняют  функции политического, социального  и хозяйственного регулирования. Функция  социального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение  и т.д. Функция хозяйственного регулирования  включает в себя выделение бюджетных  субсидий сельскому хозяйству. Функция  политического регулирования включает в себя расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики.

     Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в  количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии  друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджета лимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причём последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Главным средством перераспределения валового внутреннего продукта служат государственные  финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

     Государственный бюджет представляет собой годовой  план государственных расходов и  источников их покрытия. Он состоит  из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.

     Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные  цели осуществляются в форме государственных  кредитов, субсидий и поручительств.

     Существует  ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность  выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.

Информация о работе Государственный бюджет и налоги