Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Налоги в экономической системе общества………………………………….5
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения………………………….5
1.2 Функции налогов……………………………………………………………...8
1.3 Налоги как средство государственного регулирования…………………..10
2. Государственный бюджет…………………………………………………….13
2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах……………………………………………………….13
2.2 Доходы государственного бюджета………………………………………..15
2.3 Расходы государственного бюджета……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Министерство образования и науки РФ
Брянский
государственный технический
Кафедра
«Экономика, организация производства,
управление»
Курсовая
работа по дисциплине «
на тему: «Государственный бюджет и налоги»
Вариант
№8
Брянск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Налоги в экономической системе общества………………………………….5
1.1 Сущность налогов
и принципы налогообложения…………
1.2 Функции налогов………………………………………
1.3 Налоги как
средство государственного
2. Государственный бюджет…………………………………………………….13
2.1 Сущность государственного
бюджета, его роль в социально-
2.2 Доходы государственного бюджета………………………………………..15
2.3 Расходы государственного бюджета……………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Налоги
представляют собой обязательные сборы,
взимаемые государством с хозяйствующих
субъектов и с граждан по ставке,
установленной в
Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.
Налоги
олицетворяют собой ту часть совокупности
финансовых отношений, которая связана
с формированием денежных доходов
государства (бюджета и внебюджетных
фондов), необходимых ему для выполнения
соответствующих функций - социальной,
экономической, военно-оборонной, правоохранительной
и др. Как составная часть
1. Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения
Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
Государство осуществляет регулирующую функцию в сфере экономики, которая проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов.
Бюджетно-финансовая система призвана обеспечивать эффективное развитие экономики. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
В течение 1992-1993 годов серьёзные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.
Источником налоговых платежей независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход, который количественно не совпадает с валовым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства ( налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
-
стоимость определённых
-
добавленная стоимость
-
имущество юридических и
- передача имущества (дарение, продажа, наследование);
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие объекты установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее
количество налогоплательщиков определяется
количеством юридических лиц (предприятий,
организаций учреждений), численностью
граждан, зарегистрированных в налоговых
органах в качестве лиц, занимающихся
предпринимательской
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных Внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведённый валовой внутренний продукт, за счёт которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют: в пенсионный фонд - 28% ( кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций ( налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).
По
мере повышения материального
В
нашей стране платежи государственных
предприятий из прибыли не носили
налогового характера. Осуществление
рыночных преобразований в экономике
России активизировало работу по совершенствованию
налоговой системы. Вместо налога с
оборота и налога с продаж были
введены два других косвенных
налога: акцизный ( на ограниченный круг
товаров) и на добавленную стоимость.
1.2 Функции налогов
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции налогов:
1.
Фискальная (бюджетная) функция -
формирование доходной части
государственного бюджета на
основе стабильного и
2.
Контрольная функция - проявляется
в возможности количественного
отражения налоговых
3.
Распределительная функция - обладает
рядом свойств,
Но
с тех пор, как государство
посчитало необходимым активно
участвовать в организации
Стимулирующая
подфункция налогов реализуется
через систему льгот, исключений,
преференций, увязываемых с
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
-
финансирования затрат на
-
малых форм
-
занятости инвалидов и
-
благотворительной
Преференции
установлены в виде инвестиционного
налогового кредита и целевой
налоговой льготы для финансирования
инвестиционных затрат. Налоговый кредит,
как и всякий кредит, предоставляется
на условиях возвратности и платности,
оформляется соответствующим
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.