Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение государственных ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть общую характеристику государственных ценных бумаг;
- охарактеризовать государственные ценные бумаги промышленно развитых стран мира;
- проанализировать виды ценных бумаг России и дать их характеристику

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Общая характеристика государственных ценных бумаг………………….4
1.1.Понятие и сущность ценных бумаг…………………………………….....4
1.2. Функции и классификация государственных ценных бумаг…………...6
2. Государственные ценные бумаги промышленно развитых стран мира.
2.1. США………………………………………………………………………10
2.2.Япония………………………………………………………………..........12
2.3. ФРГ………………………………………………………………….........14
3. Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика……16
3.1 Государственные долгосрочные облигации (ГДО)……………………..17
3.2 Государственные краткосрочные облигации (ГКО)…………………….17
3.3 Облигации федерального займа (ОФЗ)…………………………………..18
3.4.Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). ………………….18
3.5.Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)................19
3.6 Золотые сертификаты…………………………………………………….19
Задача…………………………………………………..………………………22
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕЕНЫЕ ЦБ.docx

— 54.61 Кб (Скачать)

     Беспроцентные казначейские сертификаты - финансовый инструмент, который выпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворения потребностей правительства в финансовых ресурсах. Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Они представлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторами выступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» - 6 лет, типа «Б» - 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют в бумажной форме. Их минимальная стоимость составляет 100 немецких марок. 
Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, а 
также правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторов и являются высоколиквидными ценными бумагами.

     Выпуск  государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируется Экономическим советом государственных властей, который принимает решения о необходимости выпуска облигаций, определяет эмитентов, учитывая состояние рынка ценных бумаг.

     Государственные облигации в других западноевропейских странах чрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения, выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицита государственного бюджета[7.302]. 
 
 
 
 
 

     3. Виды государственных ценных бумаг России и их характеристика

     Развитие  российского рынка ценных бумаг  шло благодаря формированию рынка государственных долговых обязательств. Благодаря ним идет интенсивное формирование всех элементов инфраструктуры, обеспечивающее оборот фондовых ценностей. Их выпуск осуществляется на преследование следующих целей: финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, погашение ранее размещенных займов, обеспечение кассового исполнения государственного бюджета, сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей, обеспечение коммерческих банков  ликвидными резервными активами, финансирование целевых программ, поддержка социально-значимых учреждений, регулирование экономической активности.

       Преимущества государственных ценных бумаг в том, что они обладают самым высоким относительным уровнем надежности и к ним применяется льготное налогообложение[6.78].

     С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные бумаги:

  • государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
  • государственные долгосрочные бескупонные облигации (ГДО);
  • государственные среднесрочные облигации — облигации федерального займа (ОФЗ);
  • облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
  • облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
  • Золотые сертификаты (ЗС)

     Все они регулируются различными правовыми  актами, законами РФ. Наиболее значимые из них: федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) и федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)  

     3.1 Государственные долгосрочные облигации  (ГДО).

     Государственные долгосрочные облигации (ГДО), доля которых незначительна. Используются Центральным банком РФ для воздействия на денежную массу, процентные ставки и как инструмент неинфляционного финансирования государственного бюджета. Тридцатилетний срок займа не способствует формированию высоколиквидного рынка, т. к. в условиях роста темпов инфляции инвесторы предпочитают вкладывать в краткосрочные активы.

3.2 Государственные  краткосрочные облигации (ГКО).

     Государственные краткосрочные облигации (ГКО)  используются для краткосрочного финансирования текущего дефицита бюджета. Эмитентом является Министерство финансов РФ, гарантом своевременного погашения займа выступает Центральный банк РФ, который выполняет функции генерального агента по обслуживанию выпуска. Размещение осуществляется  в форме аукциона, а оборот - через уполномоченные банки-дилеры. Облигации продаются с дисконтом, т.е. по цене меньшей номинала, а погашение  происходит по номинальной цене. ГКО выпускаются в безбумажной форме. Они играют наибольшую роль по степени влияния на денежную ситуацию и по объему, на их  долю приходилось в 1996г. 90 %  оборота всех фондовых бирж страны[4.28].

     Причины привлекательности - отсутствие фиксированной ставки дохода, что есть разница между номиналом и ценой, по которой покупали, а также льготное налогообложение. Облигации не имеют купонов. Для организации первичного и вторичных торгов создана Торговая система, которая организует проведение торгов, составляет расчетные документы по совершенным сделкам, предоставляет их в Расчетную систему и Депозитарий.

3.3 Облигации  федерального займа (ОФЗ).

     Облигации федерального займа (ОФЗ). Их эмиссия началась с июня 1995г., эмитентом является Министерство финансов РФ,  которое определяет: общий объем эмиссии, условия отдельных выпусков, периодичность выпуска, каждый срок, тип, порядок и форму выплаты доходов и погашения, ограничивает на потенциальных покупателей, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выпуска.

     Центральный Банк выполняет функции: устанавливает порядок заключения и исполнения сделок; определяет уполномоченные органы для осуществления депозитарной, брокерской, дилерской деятельности; определяет порядок учета ОФЗ по счетам “депо”. ОФЗ выпускается в бездокументарной форме. Право собственности удовлетворяет запись по счету “депо”. Величина купонного дохода рассматривается отдельно для каждого периода выплаты. Доходность ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

     Особенностью  обращения ОФЗ является то, что  торги проходят только по стоимости облигаций, но при этом уплачивается сумма накопленного купонного дохода.

     3.4.Облигации  внутреннего  валютного   займа (ОВВЗ).

     Выпущены  в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет.  Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, процентная ставка - 3%.

     Общий объём займа составил 7885 млн. долл. США. Номинал облигации- 1, 10 и 100 тыс.долл. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. ВВЗ могут свободно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён.  

     3.5.Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

     Облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) выпускаются Правительством РФ в лице Министерства финансов с целью вовлечения в экономику страны временно свободные денежные средства мелких инвесторов – населения. ОГСЗ являются документарным документом на предъявителя, для них характерно льготное налогообложение. Платежным агентом выступает Сберегательный банк РФ. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей.  

     3.6 Золотые сертификаты

     Были выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год,  были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы. Золотой сертификат является низкодоходной ценной бумагой, т.к. размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически отсутствовал.

     В России рынок государственных ценных бумаг прошел несколько этапов развития. Взлеты сменялись падениями, переходящими в кризис. Наиболее значительный кризис наблюдался с 1996 по 1999 г. Его последствиями стала потеря доверия к институтам государственного долга. Правительству потребовалось приложить значительные усилия для восстановления доверия участников рынка, увеличения ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

     В настоящее время правительство, благодаря устойчивому профициту  бюджета, осуществляет политику активных заимствований. Однако доходность государственных ценных бумаг находится на достаточно низком

уровне. В России на рынке государственных  ценных бумаг действуют лишь Центральный  банк и Пенсионный фонд. Этого явно не достаточно для развития рынка внутренних заимствований. Центральный банк и Пенсионный фонд вкладывают свои средства на длительный период времени с целью получения гарантированного дохода. При этом оборачиваемость выпусков, находящихся в их портфелях, довольно низкая[2].

     Все это негативно сказывается на основных показателях качества рынка.С  целью развития рынка государственных  ценных бумаг государство должно, в первую очередь,учитывать интересы различных групп инвесторов. Необходима сегментация рынка путем выпуска  в обращение специальных государственных ценных бумаг для институциональных инвесторов.

     Кроме того, одной из перспектив развития рынка государственных ценных бумаг  является упрощение доступа на него граждан Российской Федерации. Ранее для населения выпускались облигации. Эти ценные бумаги являются достаточно сложным инструментом, поэтому их выпуск для простых российских граждан нецелесообразен. По этой причине необходимо выпускать для населения специальные государственные ценные бумаги, более простые в применении. Для России это является наиболее актуальным, вследствие наличия значительных сбережений населения, не вовлеченных в оборот. В данном подходе между заемщиком(государством) и кредитором (граждане РФ) отсутствуют промежуточные звенья, поэтому это должно всерьез заинтересовать россиян во вкладах в государственные ценные бумаги[2].

     Другим  направлением развития рынка государственных  ценных бумаг является повышение  его организованности, прежде всего, в использовании механизмов торговли. Для этого необходимо максимально широко применить мировой опыт организации размещения государственных ценных бумаг.

     Еще одной перспективой совершенствования  рынка государственных ценных бумаг  является система“стрипования”. Ее суть заключается в отделении процентов  от основного долга. Ценные бумаги, получаемые в

результате  расщепления, называются стрипами. Вместо одной долгосрочной облигации на рынке обращается одна долгосрочная и несколько краткосрочных ценных бумаг со сроком обращения, равным купонному периоду материнской облигации. Даная программа позволяет, не меняя структуру государственного внутреннего долга, производить долгосрочные заимствования, одновременно предлагая участника рынка пользующиеся спросом краткосрочные финансовые инструменты. Это повышает ликвидность рынка и делает его доступным для частных инвесторов[2].

     В России существуют серьезные препятствия  для эффективного использования  стрипования. Однако ее появление могло бы существенно оживить торговлю краткосрочными ценными бумагами, а также оказать некоторое влияние на остальные обращающиеся на рынке облигации.

     Таким образом, в России можно выделить три основных направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг[2]:

     − повышение информационной обеспеченности инвесторов;

     − создание инфраструктурных систем, ориентированных  на население;

     − внедрение мировых стандартов организации  рынка. 
 
 
 
 
 
 
 

Задача

     Прибыль АО «Орбита», предназначенная на выплату  дивидендов, составила за год 8540 тыс.руб. Привилегированные акции составили  сумму 5000 тыс.руб., что равнялось 1/10 общей суммы акций предприятий. На привилегированные акции был  установлен фиксированный размер дивиденда  – 20 % к номиналу. Определить средний  размер дивидендов по всем акциям и  сумму дивидендов по привилегированным  и обыкновенным акциям.

     По  условию на привилегированные акции был установлен фиксированный размер дивиденда – 20 % к номиналу, значит

Информация о работе Государственные ценные бумаги