Государственное вмешательство в процесс ценообразования и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика является одним из наиболее важных и наиболее гибких инструментов маркетинга, во многом определяющим уровень сбыта товаров и формирующим представление о нем в глазах потребителей. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Для покупателя цена, которую готов он уплатить, - это мера интенсивности его потребности, т.е. размера удовлетворения, которого он ждет.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Государственное вмешательство в процесс ценообразования.......................4
1.1. Понятие цены и ее функции............................................................................4
1.2. Сущность государственного регулирования цен..........................................5
1.3. Современный подход к роли государства в ценообразовании....................7
2. Государственное воздействие на цены..............................................................9
2.1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены.......................9
2.2. Последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования....................................................................................................13
Заключение.............................................................................................................15
Список использованной литературы...................................................................16

Работа содержит 1 файл

гос регулирование.docx

— 38.99 Кб (Скачать)
 
 
 
 

 

Тема  №62 «Государственное вмешательство в  процесс ценообразования  и его последствия». 
 

Содержание 

Введение...................................................................................................................3

1. Государственное вмешательство в процесс ценообразования.......................4

1.1. Понятие цены и ее функции............................................................................4

1.2. Сущность государственного регулирования цен..........................................5

1.3. Современный подход к роли государства в ценообразовании....................7

2. Государственное воздействие на цены..............................................................9

2.1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены.......................9

2.2. Последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования....................................................................................................13

Заключение.............................................................................................................15

Список  использованной литературы...................................................................16 

 

    Введение

    В рыночном сообществе на протяжении последнего десятилетия доминирует известный  постулат: основной целью маркетингово ориентированной организации является не продажа продукта, а создание ценности для клиента. Именно эта функция является источником создания конкурентного преимущества на рынке.

      Компании создают ценность различными  путями. Улучшение качества, более  быстрое обслуживание, уникальные  свойства и дополнительные аксессуары, лучшая доставка, простота заказа  продукта, вот несколько подходов  к созданию ценности для клиента.  Покупатели не покупают продукт  или услугу в чистом виде, они  приобретают набор выгод для  удовлетворения своих потребностей.

    Деятельность  продавца в области ценообразования  в значительной степени зависит  от типа рынка, на котором он работает, зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: свободная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия (олигопсония); монополия (монопсония). 

    Ценовая политика является одним из наиболее важных и наиболее гибких инструментов маркетинга, во многом определяющим уровень  сбыта товаров и формирующим  представление о нем в глазах потребителей. Перед всеми коммерческими  и многими некоммерческими организациями  встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Для покупателя цена, которую готов он уплатить, - это мера интенсивности его потребности, т.е. размера удовлетворения, которого он ждет. Для продавца цена, по которой  он готов продать, - это мера издержек плюс прибыль, которую он надеется получить. Формально (упрощенно) цену можно представить  как отношение, указывающее, какую  сумму денег нужно уплатить, чтобы  приобрести определенное количество товаров  и услуг.

 

    1. Государственное вмешательство в процесс ценообразования

    1.1. Понятие цены и ее функции

    Для понимания необходимости регулирования  экономики в области ценообразования  необходима рассмотреть понятие цены, как экономической категории и многообразие ее функций.

    Цена — выражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки, а так же субъективных факторов.

    Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

    Цена  выполняет учетную функцию. С  помощью цен разнообразный и  многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.

    На  практике с помощью цены в ее учетной  функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д.

    Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.

    Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

    Перераспределительная  функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно —перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. 

    1.2. Сущность государственного регулирования цен

    Необходимость государственного регулирования возникает  не только в связи с несовершенством  отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами.

    На  конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар  под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос  и предложение: при равновесной  цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный придел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Давайте подробно рассмотрим последствия каждого из решений. 

    1.3. Современный подход к роли государства в ценообразовании

    Одной из наиболее значительных особенностей современного государственно-монополистического устройства является активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны.

    Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок - это живой социальный механизм, наделенный удивительной способностью к саморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и "сбои и поломки" рыночного хозяйства нередко способен выправить сам рынок. Можно провести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а тем более хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0.5 градусов, температура - естественная реакция организма, означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломали ногу - вмешательство хирурга неизбежно.

    К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся сложность  государственного регулирования заключается  в том, чтобы не разрушать сокровенные  механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, - быть объективным информационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать административным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки цен и заработной платы - это приведет к дефицитам тех или иных товаров и производственных ресурсов.

    Корректировать, но не разрушать рыночный механизм - заповедь современной эффективной  макроэкономической политики.

    Современная рыночная экономика - это гибкая система  приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства.

    Целью экономической политики государства  является достижение "полной" занятости  и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального  дохода.

    Цели  ценового регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкое повышение  цен на экспортируемое топливо и  сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.

    Степень государственного регулирования цен  зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных  ситуациях ускоренной инфляции, роста  дефицитности сдельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь в большей степени получает развитие неценовая конкуренция.

 

    2. Государственное воздействие на цены

    2.1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены

    Государственное вмешательство в ценообразование  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения  издержек производства через включение  в себестоимость завышенных амортизационных  списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

    Прямым  государственным вмешательством в  процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

    Непосредственное  воздействие на формирование цен  оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

    Прямое  воздействие на цены и лидерство  в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли.

Информация о работе Государственное вмешательство в процесс ценообразования и его последствия