Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:07, реферат
Внешнеэкономическая деятельность- это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. Во внешнеэкономической деятельности переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.
Введение
Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Значение внешнеэкономической деятельности для экономики России.
Внешняя торговая политика государства до и после присоединения в ВТО.
Заключение
Список литературы
Вместе с тем, как
показали исследования Комиссии ТПП
РФ по содействию ВЭД, в т.ч. практический
обмен опытом и мнениями с законодателями
и предпринимателями
На практике же, в России был избран иной, «шоковый» способ проведения внешнеэкономической реформы в стремлении максимально форсировать «открытие» национальной экономики и интегрирование в мировое хозяйство. При этом в расчете на регулирующую роль самих рыночных механизмов проводилась линия на минимизацию вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. В результате либерализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами при отсутствии целостной научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики, при интегрировании принципов этапности и селективности. Заметно опережая внутренние реформы и становление отечественного рынка, внешнеэкономические преобразования стали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране. При этом создавалось впечатление, что здесь, прежде всего, решалась задача создания в частных руках первоначальных относительно крупных накоплений (не всегда законным путем) с целью формирования рыночных преобразований в экономике. Все это оказало весьма противоречивое воздействие не только на внешнеэкономическое развитие России, но и на ее экономику в целом. Внешнеэкономические операции стали неотъемлемой частью повседневной, хозяйственной практики значительной части российских предприятий и организаций. Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в качестве решающего фактора, определяющего состояние российского экспорта и импорта.
В распоряжении предпринимателей
концентрируется также основная
часть доходов от внешнеэкономической
деятельности.
Как показала жизнь, решение этих вопросов оказалось далеко не простым, поскольку к новой России, в силу ее односторонней открытости, предъявляются повышенные требования в отношении признания её экономики рыночной. Попытка не признавать нашу экономику рыночной фактически ведет к дальнейшей дискриминации нашей страны во многих сферах международных экономических связей. В целом, как неоднократно отмечалось в годовых докладах ТПП РФ, проведенное реформирование внешнеэкономических связей не оправдало возлагавшихся на него надежд. Оно не стало фактором роста и структурной перестройки российской экономики, а лишь помогало поддерживать ее «на плаву» в кризисных условиях. Более того, поспешность при его осуществлении, нежелание считаться с особенностями отечественной экономики усугубили присущие ей еще с прежних времен «узкие места» и диспропорции. Отмена ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров в условиях более высоких мировых цен на них (по сравнению с внутренними) привела к гипертрофированному развитию экспорта сырья в ущерб внутренним потребностям страны. В то же время ограничение возможностей государства по перераспределению экспортных доходов сырьевых отраслей в пользу обрабатывающей промышленности, импортозамещающих производств препятствовало осуществлению структурной перестройки российской экономики. Еще более острые проблемы создало то обстоятельство, что в результате внешнеэкономической либерализации российская экономика оказалась слабо защищенной от колебаний мирохозяйственной конъюнктуры, а внутренний рынок односторонне открыт для иностранной конкуренции гораздо шире, чем это было сделано во многих других странах мира[14].
Переход к рыночной экономике открытого типа не может быть отдан на откуп, особенно на начальной стадии, стихийной игре рыночных сил. Нужна активная роль государства в определении и регулировании направлений и условий развития рыночных процессов в интересах всего общества, а не отдельных его слоев. Тесное сопряжение действий государства и предпринимательства - вот та животворная сила, которая способна обеспечить эффективное продвижение рыночных реформ в России.
В настоящее время, по оценке Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, в России насчитывается примерно 670 тыс. участников внешнеэкономической деятельности или 23% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов[15].
Подавляющее большинство из них составляют предприятия негосударственных форм собственности - акционерные компании и частнособственнические фирмы. По отдельным направлениям внешнеторгового бизнеса важную роль играют также государственные организации (реализация военной техники и космических услуг) и предприятия с участием иностранного капитала (экспорт нефти). К настоящему времени определился ряд предпринимательских структур, устойчиво и профессионально осуществляющих внешнеторговую деятельность. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60-70 предприятий. К ним относятся, в частности, крупные промышленные концерны и объединения, образовавшие в своем составе специализированные экспортные компании или внешнеторговые и сбытовые подразделения. Некоторые из них создали за рубежом сеть дочерних предприятий и филиалов, превратившись фактически в транснациональные корпорации.
5. Значение
внешнеэкономической
ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами[16].
Главной причиной возникновения и развития ВЭД между странами является международное разделение труда.
Основные направления развития ВЭД в современных условиях:
Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям, таким как:
6. Внешняя торговая политика государства до и после присоединения в ВТО.
В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».
Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.
Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.
Заключение:
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал[17]. Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономической деятельности, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономической деятельности, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на
возникающие трудности, товарооборот
России с внешними странами растет.
Что говорит о некотором
Мировой опыт свидетельствует,
что даже в промышленно развитых
странах существует объективная
необходимость государственного регулирования
внешнеэкономической
Информация о работе Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности