Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность- это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. Во внешнеэкономической деятельности переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Содержание

Введение
Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Значение внешнеэкономической деятельности для экономики России.
Внешняя торговая политика государства до и после присоединения в ВТО.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности..doc

— 142.50 Кб (Скачать)


 

Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

Содержание:

Введение

  1. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
  2. Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
  3. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
  4. Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ.
  5. Значение внешнеэкономической деятельности для экономики России.
  6. Внешняя торговая политика государства до и после присоединения в ВТО.

Заключение

Список литературы

 

Введение:

Внешнеэкономическая деятельность- это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. Во внешнеэкономической деятельности переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономическая деятельность включают в себя следующие направления и формы[1]:

  • внешнюю торговлю;
  • международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • международное научно-техническое сотрудничество;
  • экономическое и техническое содействие;
  • валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической связей. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость моего исследования.

Цель моей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Мной были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать основные  направления государства в регулировании  внешнеэкономической деятельности;

3. рассмотреть органы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.

4. выявить институциональные  преобразования внешнеэкономической  деятельности в России.

5. рассмотреть основные  тенденции и проблемы развития внешнеэкономических деятельности России в условиях глобализации мировой экономики.

6.выявить (-) и (+) внешней торговли политики государства до и после присоединения в ВТО.

 

1. Сущность  и структура системы государственного  регулирования внешнеэкономических  деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.

Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической связи. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений  в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономических связей в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил. Механизм регулирования международной экономической деятельности представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономических связей. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономической деятельностью характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономической деятельности: протекционизм и свобода торговли[2].

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные  квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен  на экспортно-импортные товары.

Эффективность механизма  регулирования внешнеэкономической деятельности может быть оценена с помощью следующих критериев:

  • эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
  • влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций;
  • обеспечение занятости населения;
  • распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне;
  • стабильность цен;
  • качество жизни в обществе;
  • экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования  международных экономических отношений  состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве. Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики. В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства[3].

“Технологическим” элементом системы  регулирования внешнеэкономической деятельности являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия. К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование. Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров. В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

 Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.

Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами.

Валютная выручка таких предприятий  от экспорта продукции собственного производства остается полностью в  их распоряжении.

Гарантирование экспортных кредитов - выдача гарантии государством, коммерческими  банками по обязательствам клиентов перед зарубежными партнерами. Основная их цель - страхование покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются различные стандарты и технические нормы.

Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования. В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе[6].

Информация о работе Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности