Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда и интернационализации производства.

Содержание

1. Сущность международного движения капитала
2. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала
2.1 Государственное регулирование движения капитала
2.2 Межгосударственное регулирование
3. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

основы внешне.docx

— 27.81 Кб (Скачать)

С целью создания благоприятного инвестиционного  климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При  этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных  инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций.

 Можно выделить три вида  данных инструментов:

 Налоговые, включающие: налоговые  льготы, ускоренную амортизацию,  изменение налоговых ставок для  некоторых предприятий, таможенные  льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии  предоставления статуса «пионера»).

 Финансовые - получение займов  и кредитов, представляемых в  зависимости от выполнения определенных  условий, позволяющих решать некоторые  социально- экономические задачи  на уровне центрального или  местного правительств, а также  выделение средств на подготовку  и переподготовку кадров, занятых  на предприятиях с иностранными  инвестициями.

 Нефинансовые - позволяющие в  целом улучшить инвестиционный  климат и тем самым создать  более благоприятные условия  для иностранных и национальных  инвесторов: создание телекоммуникационных  сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

 

 Вторым направлением государственного  воздействия является регулирование  вывоза капитала - процесса экспорта  инвестиций резидентами за рубеж.  Официально капитал может вывозиться  за рубеж в виде прямых и  портфельных инвестиций, в ссудной  форме - в виде кредитов, размещения  капитала на банковских депозитах  и различных счетах.

 В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций, это меры информационной и технической поддержки инвесторов в содействие в поиске зарубежного партнера, организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, реализации инвестиционных проектов, финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

 Иногда капитал вывозится  за рубеж не столько по причине  увеличения прибыли, сколько по  мотивам сохранения его путем  помещения в более стабильные  и надежные условия. В последнем  случае говорят о «бегстве»  или «утечке» капитала за границу. 

 Основная причина «бегства  капитала» - отсутствие благоприятного  инвестиционного климата. Как  показывает мировой опыт, такое  явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

 Помимо официальных каналов,  капитал может вывозиться за  границу и неофициально. К последней  форме относится вывоз за границу  незаконно полученного (криминального)  капитала. Незаконные методы перевода  капитала за рубеж связаны  с особенностями национального  законодательства и государственного  регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

 

 Государственное регулирование  экспорта капитала должно быть  направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов,  для чего необходимо, прежде всего,  осуществлять мероприятия по  улучшению инвестиционного климата  в стране.

Особое место в системе государственного регулирования внешне-экономической деятельности занимает валютное регулирование.

 Валютное регулирование может  включать в себя валютные ограничения.  По конечному эффекту они близки  к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются  как разновидность нетарифных  инструментов регулирования. 

Валютные ограничения могут  регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или  валютными ценностями. Они связаны  с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств  по капитальным и (или) текущим статьям  платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные  товары, услуги, предоставлять за границу  кредиты. Валютные ограничения могут  касаться и внешней торговли, и  движения капиталов. Валютные ограничения  являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.

 Валютный контроль - система  государственных мер, контролирующих  все сделки между страной и  остальным миром, куда входит  контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д.

 В условиях резкого ухудшения  внешнеэкономического положения  и увеличения дефицита платежного  баланса даже промышленно развитые  страны принимают меры к ужесточению  валютных ограничений, особенно  по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить  с помощью имеющейся иностранной  валюты текущие платежи. Аналогичные  меры используют страны с переходной  экономикой и развивающиеся, которые  стремятся использовать свои  валютные доходы на покрытие  первоочередных народнохозяйственных  нужд.

 

 

2.2 Межгосударственное регулирование

 Международно-правовое регулирование  иностранных инвестиций складывается  из специальных межгосударственных  соглашений, предметом регулирования  которых являются отношения, связанные  с движением иностранных инвестиций  капитала. Существуют двусторонние  и многосторонние международные  соглашения.

 Документом по регулированию  иностранных капиталовложений является  разработанный в рамках Организации  Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых  инвестиций. В этом документе заключены следующие принципы:

-инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;

- в отношении стран – доноров не должна проводиться политика дискриминации;

 -следует предоставлять национальный инвестиционный режим для иностранных инвесторов в принимающей стране;

- необходимо правовое обеспечение разрешения споров путём консультаций и переговоров сторонами либо через арбитраж;

-требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать;

- должны быть устранены барьеры при вывозе капитала;

- в принимающей стране следует создать условия для обеспечения регистрации и конвертируемости иностранных инвестиций.

 Важной формой международных  экономических отношений также  стала деятельность международных  финансово-кредитных институтов. Это,  прежде всего, относится к МВФ,  МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональным  учреждениям такого типа. Основные  направления деятельности этих  институтов сводятся к предоставлению  валютно-финансовой помощи различным  странам в виде кредитов на  стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем.

 Большая часть денежных ресурсов, реализуемых данными институтами,  идет на оказание помощи развивающимся  странам и в меньшей степени  - развитым странам (малым, а  с начала 90-х гг. - странам Восточной  и Центральной Европы, СНГ, с  так называемой переходной экономикой).

 В 80-90-х гг. прошлого века  роль таких институтов резко  возросла в системе международных  экономических отношений с точки  зрения предоставления займов  на развитие национальных экономик. В связи с растущей задолженностью  по кредитам и займам МВФ  и МБРР осуществляют также  мероприятия по реструктуризации  долгов ряда стран. Таким образом,  международные кредитно-финансовые  институты принимают активное  участие в формировании валютно-финансовой  сферы современных международно-экономических  отношений. 

 Россия с 1992 г. является  участником многостороннего соглашения  о гарантировании инвестиций (Сеульская конвенция), международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтонская конвенция). В 1993 г. РФ и другие страны СНГ подписали многосторонний договор о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономистъ, 2005. - 264 с.

Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.

Грошева, Т.А. Мировая экономика: учебное  пособие / Т.А.Грошева, Ж.А. Ермушко, О.Ю.Корнева. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 155 с.

Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х частях / А.П.Киреев. - М.: Международные отношения, 2002. – 416 с.; - 481 с.

 Пузакова, Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.П. Пузакова. - Р/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

 Любецкий, В.В. Мировая экономика:  Учебно-методические материалы / В.В.Любецкий. - М.: МИЭМП, 2005. - 80 с.

1 Любецкий В.В. Мировая экономика:  Учебно-методические материалы / В.В.Любецкий. - М.: МИЭМП, 2005. - С.48-51.

2 Внешнеэкономический толковый  словарь / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование