Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда и интернационализации производства.

Содержание

1. Сущность международного движения капитала
2. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала
2.1 Государственное регулирование движения капитала
2.2 Межгосударственное регулирование
3. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

основы внешне.docx

— 27.81 Кб (Скачать)

Введение

 

1. Сущность международного  движения капитала

2. Государственное и межгосударственное  регулирование движения капитала

2.1 Государственное регулирование  движения капитала

2.2 Межгосударственное регулирование

3.  Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики  различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда  и интернационализации производства.

Вывоз капитала представляет собой  помещение капитала за границей в  целях систематического получения  дополнительной прибыли за счет использования  местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Современное  мировое хозяйство и международные  экономические отношения характеризуются  усилением вывоза и миграцией  капитала.

 На современном этапе международная  миграция капитала служит определяющим  элементом в мировой экономики.  Это – важный генератор экономического  роста, эффективное средство повышения  конкурентоспособности экспорта, укрепления  положения страны на мировом  рынке и в мировой экономики  в целом. 

Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

 Начиная с 70-х гг. ХХ в.  регулирование международных экономических  отношений осуществляется на  уровне стран Большой семерки  — ведущих промышленно развитых  стран Запада (США, Японии, ФРГ,  Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные  решения в области мировой  торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов.  В настоящее время эти решения  являются определяющими для многих  других стран и международных  кредитно-финансовых институтов.

 

 

 

1. Сущность международного движения  капитала 

Одним из характерных явлений современной  мировой экономики является движение капитала между странами. Международное  движение капитала основано на его  международном разделении как одного из факторов производства – исторически  сложившемся или приобретенном  сосредоточении капитала в различных  странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

Международная миграция капитала —  это процессы встречного движения капитала между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам. В настоящее время масштабы и  значимость международного перемещения  капитала достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать  как особую форму МЭО. Современные  темпы роста экспорта капитала во всех его формах опережают темпы  роста товарного экспорта и темпы  роста ВВП в промышленно развитых странах.1

 Причины международной миграции  капитала.

Вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и  многие развивающиеся и бывшие социалистические страны.

 Страны одновременно становятся  и экспортерами, и импортерами  капитала.

 Экспорт капитала вызывает  значительные по объемам обратные  движения капитала в виде процентов  на кредиты, предпринимательской  прибыли, дивидендов по акциям.

 Факторы, способствующие вывозу  капитала и стимулирующие его:

1) растущая взаимосвязь и взаимоувязка национальных экономик;

 2) международная промышленная кооперация;

3) экономическая политика промышленно  развитых стран, стремящихся с  помощью привлечения иностранного  капитала дать существенный импульс  для своего экономического развития;

 

4) важными стимуляторами являются  международные финансовые организации,  направляющие и регулирующие  поток капитала;

 5) международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствует развитию торгового, научно-технического сотрудничества.

 4) стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных экономических зонах;

 5) более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала;

6) стремление окольным путем  проникать на рынки третьих  стран, установившие высокие тарифные  или нетарифные ограничения на  продукцию той или иной международной  корпорации.

 Движение капитала, его использование  осуществляется в следующих формах:

1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

2) портфельных инвестиций;

3) среднесрочных и долгосрочных  международных кредитов ссудного  капитала промышленным и торговым  корпорациям, банкам и др. финансовым  учреждениям;

4) экономической помощи;

5) бесплатных (льготных) кредитов.

 Особенностью движения капитала  на современном этапе является  включение все большего числа  стран в процесс экспорта и  импорта капиталов. Вывозом капитала  занимаются не только промышленно  развитые страны, но и среднеразвитые  и развивающиеся страны. При этом  большинство стран мирового рыночного  хозяйства одновременно выступают  и в роли экспортеров, и в  роли импортеров капиталовложений.

 

 В связи с тем, что миграция  капитала оказывает существенное  влияние на экономическое развитие  страны, она стала одной из  сфер государственного регулирования.  В последние годы в большинстве  развитых стран отменены или  существенно ослаблены ограничения  на международное движение капитала, чему способствовали Кодекс либерализации,  принятый Организацией экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская энергетическая хартия, соглашения в рамках Всемирной  торговой организации (ВТО).2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное и межгосударственное  регулирование движения капитала.

Различают два способа регулирования  иностранных инвестиций: национально-правовой и международно-правовой.

2.1 Государственное регулирование  движения капитала

 Национально-правовое регулирование  основано на использовании норм  и институтов традиционных отраслей  национальной системы права (административное, гражданское и др.). В большинстве  стран сложился свод законов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы. Основные положения:

1) Условия, а также правовые  гарантии иностранных инвестиций  в принимающей стране. Цель этих  гарантий - обеспечение взаимных  интересов принимающей страны  и иностранных инвесторов. По  существу речь идет об отсутствии  дискриминации иностранных инвесторов  по сравнению с местными.

2) Предоставление иностранным инвесторам  льгот и привилегий, так как  иностранные инвестиции связаны  с повышенным политическим и  коммерческим рисками, дополнительными  расходами на транспорт, связь  и многое другое. К числу наиболее  распространенных льгот относятся.

- освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов,

- предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций,

-освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченных на контрактных началах,

- освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции.

 

2) Защита от политических рисков. В законодательстве об иностранных  инвестициях обычно оговаривается,  что национализация иностранной  частной собственности может  осуществляться только в исключительных  случаях.

 В ряде развитых стран  вообще нет специальных законов  или кодексов для иностранных  инвестиций, а есть лишь некоторые  административные постановления  для них, а также относящиеся  к ним параграфы отдельных  законов. Деятельность иностранных  инвесторов на Западе регулируется  в основном национальными законами, постановлениями и административными  процедурами, обязательными для  всех местных предпринимателей, в т.ч. и иностранных. Также нет специальных государственных органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом, и нет валютных ограничений. Однако это не означает, что в этих странах не существует никаких ограничений для иностранных предпринимателей по сравнению с национальными. Подобные ограничения действуют в любой стране, правда наблюдается тенденция к смягчению и отмене многих из них.

Государственные гарантии прав и интересов  иностранных инвесторов в зарубежных странах обычно оформлены на трех уровнях:

На уровне конституций этих стран, где обычно гарантируется неприкосновенность собственности и оговаривается, что ее экспроприация возможна только по суду, а для государственных  нужд - только при условии предварительной  и равноценной компенсации и  возможности оспаривать факт экспроприации, размеры и сроки компенсации. Эти права традиционно распространяются и на иностранных собственников.

 На многостороннем уровне, например  на основе подготовленной Всемирным  банком и действующей с 1966 г.  Конвенции по урегулированию  инвестиционных споров между  государствами и гражданами других  стран. Сейчас число стран-участников  Конвенции более 100, и в случае  возникновения разногласий между  ними и действующими на их  территории иностранными инвесторами  последние могут обратиться в  Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров при Всемирном  банке в Вашингтоне.

 

 На двустороннем уровне, преимущественно  через заключенные между двумя странами соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций.

 С точки зрения регулирования  можно выделить два направления  государственного воздействия:

- иностранные инвестиции в национальной экономике;

- инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано  с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых  случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике. Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

 Несмотря на общую тенденцию  к либерализации режима приема  иностранных инвестиций, практически  все страны в той или иной  мере регулируют этот процесс.  Так как с одной стороны,  импорт капитала означает привлечение  дополнительных финансовых и  материальных ресурсов в национальную  экономику, что расширяет возможности  накопления в стране и улучшает  условия ее экономического роста.  С другой стороны, чрезмерное  не контролируемое вливание иностранных  инвестиций может привести к  угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда  важных экономических объектов  в руки иностранных собственников,  что ограничивает возможности  деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться  объемы вывозимой иностранными  компаниями прибыли (включая дивиденды,  проценты, роялти). Вместе с тем  большинство стран мирового рыночного  хозяйства проводят политику, направленную  на привлечение иностранного  капитала. Поэтому в целом по  способу воздействия на иностранные  инвестиции можно выделить две  группы методов:

- работающие на привлечения иностранных инвестиций. К ней относятся следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.

 

- работающие на ограничение иностранных инвестиций: ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

 В практической деятельности  государства используется обычно  совокупность мер из той и  другой группы.

Информация о работе Государственное регулирование