Государственное регулирование занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Работа содержит 1 файл

Управление занятостью.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю “ уровень безработицы” и ряду других применяемых на практике частных показателей ( содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда. Например, деятельность столичного Департамента труда и занятости население в 1995 - 1996 годах по предложенным показателям оценивается неудовлетворительно, хотя была замечена тенденция к снижению уровня безработицы. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей (см.  таблицу ). И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда роль территориальных органов в его организации и регулировании была незначительной ( 2 группа субъектов РФ ).

 

 

Показатели эффективности деятельности региональных органов Федеральной  службы занятости   ( в % )

Субъек

ты  РФ

Основные показатели

Справочно ( на конец   года )

 

1

2

3

4

 

1995г

1996г

1995г

1996г

1995г

1996г

1995г

1996г

Российская Федерация

6,8

9,7

41,2

43,9

1,0

2,0

3,1

5,8

1 группа (с наилучшими показателями)

               

Костромс-кая

20,5

27,9

63,5

55,7

3,7

5,6

7,5

18,4

Ивановс-кая

17,5

23,1

43,1

33,4

5,1

8,4

27,0

110,5

Удмуртс-кая

15,4

22,6

50,8

53,6

2,7

4,6

11,7

21,4

Чувашская

15,7

21,5

60,3

49,2

2,9

4,7

30,5

38,6

Владимирская

11,9

19,8

50,7

50,0

3,0

5,7

9,5

18,1

Кировская

11,7

19,8

43,6

48,8

2,6

5,6

10,3

18,9

Смоленс-кая

10,2

15,5

56,4

65,7

0,2

0.3

1,3

1,3

2 группа (с наихудши-ми показателями )

               

Москва

1,3

1,5

9,7

13,0

0,3

0,3

0,4

0,4

Тюменская

1,4

1,5

47,2

39,0

0,5

1,4

1,4

3,9

Рязанская

2,8

3,6

29,4

28,9

0,7

1,0

3,6

5,4

Северная Осетия

3,1

3,4

13,1

17,8

1,8

1,8

27,0

15,5

Кемеровс-кая

3,0

3,4

22,2

37,0

0,5

0,9

1,8

1,6

Читинская

3,8

3,9

50,2

54,9

0,3

0,7

1,1

3,8

Магаданс-кая

5,7

6,0

25,7

18,6

1,2

2,2

3,5

6,1


  

Наименование показателей:

  1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа  незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
  2. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого  населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
  3. Уровень  безработицы.
  4. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых ресурсов  в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы.

На современном  этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной  занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. В 1996 году тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали : рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, регистрируемой органами ФСЗ России; четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества  занятых в экономике по сравнению с 1995 годом.

Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 1994 - 1995 годах, %

Месяц

1994

1995

1996

Январь

8,78

6,98

4,57

Февраль

10,14

10,71

7,51

Март

5,71

9,49

4,46

1 квартал

26,66

29,67

17,43

Апрель

2,60

8,91

3,36

Май

- 1,36

3,34

0,38

Июнь

- 3,15

3,31

0,57

2 квартал

- 1,98

16,26

4,34

Июль

- 0,00

5,12

2,18

Август

- 0,00

5,13

2,42

Сентябрь

- 1,11

2,41

1,31

3 квартал

- 1,55

13,18

5,98

Октябрь

3,17

3,48

2,80

Ноябрь

6,97

5,04

5,00

Декабрь

7,23

5,56

5,46

4 квартал

18,34

14,74

13,59

В целом за год

44,63

95,79

46,25


За 1996 год  и начало 1997 г.  увеличилась   нагрузка на органы государственной  службы занятости, что обусловлено  опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных  увеличилась к концу 1996г.  до  41% ( в конце 1995г.  она составляла 29,1%, в 1994 г.  -  19,1%.). В 1996г.  прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском   рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям.

В 1996г.  число  официально зарегистрированных безработных  в России увеличилось на 920 тыс.  человек, что на 15% больше абсолютного  прироста числа безработных в1995году. Регионы России сильно различаются  по изменению численности официально зарегистрированных безработных.  Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл.  Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 1995 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области ( соответственно в 4,78 , 4,09  и 4,02 раза).

Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 1996 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством   безработных в общем числе последних составила к началу   1997году 28,4% , в то время как в начале 1996года она достигала 30,3% , а в начале 1995года - 34,9%. Доля же 10 регионов , в которых число безработных было наименьшим, в 1996году возросла в несколько большей степени, чем в1995году - с 0,61% до 0,75%.

Обострилась конкуренция за свободные   рабочие  места. Если в начале 1996 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 1997 года - уже 7,52, или почти  на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных , приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию , увеличилась в 1,7 раза. Таким образом, эластичность спроса и предложение на рынке труда по росту числа безработных составила в 1996 году 1,06. Это явилось одним из следствий политики финансовой стабилизации, проводившейся в 1996 году, когда содержание избыточных рабочих мест, во всяком случае  налогооблагаемом секторе экономики, для многих работодателей становилось невозможным в результате ужесточения финансовых ограничений.

В 1996 году снижение напряженности на рынке труда  произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области ( на 46,3 человека в расчете  на одну вакансию ) , в Кабардино - Балкарской  Республике   (  на 15,1 человека ) и Калининградской области ( на 12,3 человека ).

Годовая динамика  потребности в  работниках , заявленной предприятиями   и организациями, в 1996 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так , в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч , в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч.

В 1996 году продолжало изменяться группировка регионов страны по числу безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место ( таблица 2 ). Эти изменения, как и в 1995 году проявились  прежде всего в уменьшении числа регионов с невысокой напряженностью на рынке труда. Но если в 1995 году наиболее заметно ( на 21 ) уменьшилась группа регионов , где в расчете на одну вакансию приходилось один - два безработных, то в 1996 году пик сокращения пришелся на те из них, в которых в расчете на одну вакансию приходилось два- пять и пять - десять зарегистрированных в службе занятости безработных. В целом же интенсивность межгрупповых перемещений регионов в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизилась на 32%, что также свидетельствовало об определенной стабилизации рынка труда в России.

 

Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда

Число безработных в расчете на одну вакансию, человек

01.01

1995 г

01.01

1996 г

01.01

1997 г

Измене-ние в 1995 г

Измене-ние в 1996г

До 1,00

7

3

1

- 4

- 2

1,01 - 2,00

24

3

0

- 21

- 3

2,01 - 5,00

23

25

19

+ 2

- 6

5,01 - 10,00

13

23

17

+ 10

- 6

10,01 - 25,00

17

21

26

+ 4

+ 5

25,01 - 50,00

3

9

14

+ 6

+ 5

Более 50,00

2

5

12

+ 3

+ 7

Примечание. Для приведения расчетов к единой региональной базе принято  допущение, что показатель напряженности на рынке труда Республики Чечня превысил к началу 1997 года 70 человеко / вакансий.


 

Средняя продолжительность  безработицы ( она условно определяется как величина, обратная отношению числа безработных, снятых с учета в течение отчетного месяца, к общему числу безработных, состоявших на учете в начале отчетного месяца; этот показатель определяет выраженную в месяцах продолжительность периода, в течение которого органы государственной службы занятости в регионах снимут с учета всех имевшихся к началу месяца безработных при уровне снятия их с учета, зафиксированном отчетном месяце) увеличилась в России с 7,7 месяцев в декабре 1995 года до 10,3 месяцев в декабре 1996 года, или  33,8%. Эластичность роста средней продолжительности безработных по росту напряженности на рынке труда составила, следовательно, 0,68, а по росту общей численности безработных - 0,8. Иными словами, в настоящее время регистрируемый рынок труда России приближается к такому состоянию, когда прирост численности безработных вызывает адекватные ему увеличения средней продолжительности безработицы.

Изменения распределения  регионов о средней продолжительности  безработицы в 1996 году характеризуется  данными, приведенными в таблице 3. Они  свидетельствуют, что в 1996 году анализируемый  показатель достаточно резко ухудшился. Например, с декабря 1995 года до декабря 1996 года количество регионов, в которых средняя продолжительность безработицы не превышала 6 месяцев, сократилось в 4,3 раза, а число регионов с застойной безработицей       ( более одного года ) возросло в 3,3 раза.

 

Распределение регионов Российской Федерации  по средней продолжительности безработицы  в 1996 году.

Средняя продолжительность безработицы, месяц

Дека-брь 1995 г

 

%

Дека-брь 1996 г

 

%

Изме-нение, всего

Изме - нение, п. п.

До 3

2

2,2

0

-

- 2

- 2,2

3,1 - 6,0

24

27,3

6

6,8

- 18

16,5

6,1 - 9,0

37

42,0

24

27,3

- 13

- 14,7

9,1 - 12,0

18

20,5

35

39,8

+ 17

+ 19,3

Больше 12,00

7

8,0

23

26,1

+16

+16,1

Итого

88

100

88

100

   

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения