Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

1. Основные черты казахстанского рынка труда (состояние инфраструктуры).
2. Меры государства по борьбе с безработицей: переход к активной политике занятости.
3. Социальная защита в РК: направления реформ.

Работа содержит 1 файл

Тема 12.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

Основополагающие  цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев  всем гражданам, эффективное функционирование и максимально полный охват населения.

Законодательство, регулирующие социальную сферу, будет сформировано на основе социальных рисков.

Предлагаемая  к реализации система социальной защиты должна быть:

справедливой - реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для  потенциальных получателей. Гарантированный  государством минимальный объем  пособий должен предоставлять равный уровень выплат при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа  и заработка. В то же время дополнительный уровень зашиты должен зависеть от продолжительности и размера  участия в системе каждого  конкретного человека;

стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей;

действенной - пособия должны обладать адресностью, то есть предоставляться тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них;

эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться;

доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.

С учетом вышеизложенного предполагается организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие элементы защиты:

государственные выплаты за счет средств бюджета  всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;

обязательное  социальное страхование на первом этапе  за счет отчислений работодателей и  в перспективе также за счет работников;

накопительную пенсионную систему;

социальную  помощь и специальные государственные  программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств  бюджета.

Кроме того, будет поощряться осуществление  гражданами добровольного страхования  на случай наступления социальных рисков.

Учитывая  специфику Казахстана, на основе международного опыта при рассмотрении институциональной  базы системы социальной защиты предпочтение должно быть отдано смешанной системе, при которой эффективно используются возможности как государственных, так и частных институтов.

Для более  эффективного управления и контроля над всеми социальными выплатами  должна быть разработана общегосударственная  система персональной идентификации  и национальная база данных с присвоением  каждому гражданину персонального  идентификационного кода.

Широкомасштабное  социальное обеспечение материнства  и детства будет одним из приоритетов  всей системы социальной защиты государства. В перспективе по мере совершенствования  системы социальной защиты будет  расширен перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает  необходимость в социальной защите. Так, в целях поддержки демографических  процессов рождение и воспитание детей будут рассматриваться  как ситуация, нуждающаяся в социальной защите. В качестве поддержки будут  вводиться единовременные пособия  при рождении ребенка и дополнительные пособия семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей.

Предполагается  разработка мероприятий по решению  проблем инвалидности, по осуществлению  государственной поддержки производств для нужд инвалидов, обеспечению внедрения государственных стандартов, обеспечивающих доступ инвалидов к основным правам и услугам. Будут приняты меры по развитию индивидуальных программ профилактики социальных рисков и реабилитации инвалидов (медицинская, социальная, профессиональная), созданию системы социальной, трудовой адаптации инвалидов, оказанию содействия интеграции инвалидов в общество. Данные предложения найдут отражение в разрабатываемой Программе реабилитации инвалидов на 2002 - 2005 годы.

Адресная  социальная помощь будет предоставляться  только самым незащищенным слоям  населения на основе реальных критериев  нуждаемости. Кроме того, будут разработаны  специальные программы, нацеленные на предоставление дополнительной защиты определенной группе лиц - ветеранам  войны, инвалидам и многодетным  матерям.

Важным  моментом в общих подходах к реформированию социальной защиты является повышение  роли социальных нормативов, поэтапное  увеличение и приближение минимальной  заработной платы к уровню прожиточного минимума. Размер социальных выплат будет  рассчитываться исходя из норматива, имеющего реальную социально - экономическую  природу.

С целью  предотвращения и сокращения вероятности  возникновения социальных рисков государство  будет предпринимать меры превентивного  характера. Для предотвращения риска  потери работы, а также в целях  стимулирования обретения гражданами стабильной оплачиваемой трудовой деятельности государство будет совершенствовать программы создания рабочих мест. Для предотвращения риска нанесения  вреда здоровью и жизни граждан  при исполнении трудовых обязанностей будет усилен контроль государства  за соблюдением трудового законодательства и законодательства по охране труда. С целью снижения риска наступления инвалидности предполагается совершенствовать систему оказания медицинской помощи, в том числе через совершенствование механизмов ее финансирования.

Принципы  обеспечения выплат уже назначенным  на момент внедрения социального  страхования получателям государственных  пособий по возрасту, по случаю потери кормильца и трудоспособности не претерпят изменений.

Предполагается  повышение уровня участия в системе  социальной защиты не только каждого  конкретного гражданина, но и социальных партнеров Правительства - профессиональных союзов трудящихся и объединений  работодателей, поскольку все системы  социальной защиты прямо или косвенно финансируются за счет средств работников и работодателей.

Заключительные  положения и этапы  реализации Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан

После одобрения настоящей Концепции  планируется на ее основе разработать  ряд нормативно - правовых актов  по совершенствованию системы социальной защиты населения Республики Казахстан. Целесообразно проведение мероприятий  распределить на два этапа.

I этап (2001 - 2002 годы):

проведение  актуарных расчетов: подготовка и  принятие законодательных актов  по обязательному страхованию ответственности  работодателя за нанесение вреда  жизни и здоровью работника при  исполнении трудовых обязанностей с 1 июля 2002 года; подготовка и принятие законодательных актов, регламентирующих введение социального страхования  по инвалидности и по случаю потери кормильца и внедрение его  с конца 2002 года; внесение изменений и дополнений в законодательство по вопросам социальной защиты населения, включая законодательства о пенсионном обеспечении и о налогообложении; развитие пенсионных аннуитетов; подготовка нормативной базы, регламентирующей деятельность государственного фонда социального страхования; внедрение системы информационного обеспечения.

II этап (2003 - 2005 годы):

включение риска потери работы в перечень социальных рисков, подлежащих возмещению за счет обязательного социального страхования; переход к назначению социальных выплат на базе единого регистрационного кода физического лица; совершенствование  методической базы по учету доходов  граждан; поэтапное приближение  минимальной заработной платы к  прожиточному минимуму; развитие новых  форм адресной помощи малообеспеченным гражданам, включение в обязательные виды помощи за счет бюджета единовременных пособий при рождении ребенка, выплат семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей.

Информация о работе Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения