Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

1. Основные черты казахстанского рынка труда (состояние инфраструктуры).
2. Меры государства по борьбе с безработицей: переход к активной политике занятости.
3. Социальная защита в РК: направления реформ.

Работа содержит 1 файл

Тема 12.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

Тема 12. Государственное регулирование занятости и социальной    защиты населения 

      Цель  – выяснение особенности госрегулирования рынка труда и социальной сферы в РК.

      Основные  вопросы:

1. Основные  черты казахстанского рынка труда  (состояние инфраструктуры).

2. Меры  государства по борьбе с безработицей: переход к активной политике  занятости.

3. Социальная  защита в РК: направления реформ.

Методические  рекомендации

        При подготовке к  семинару  следует дать определить специфические  черты рынка  труда (совершенная  конкуренция, олигопсония, состояние  трудового законодательства, бирж  труда, рекрутинговых агентств, системы подготовки и переподготовки кадров, роль профсоюзов и т.д.).  Затем важно выявить меры политики занятости в современных условиях по отношению к разным категориям безработным.

        Затем надо отразить динамику  показателей, характеризующих эффективность  социальной политики. Раскрыть направления  социальной политики РК в течение  последних 8-10 лет, оценить их  результаты.

Борьба  с безработицей: меры защитные и упреждающие  Просмотров: 16

Государство озабочено тем, чтобы  проблема безработицы  в стране не перешла  из разряда актуальных в разряд тревожных. Социальный совет  при фракции Народно-демократической  партии «Нур Отан» Мажилиса Парламента на этой неделе провел «круглый стол», участники которого обсудили пути недопущения роста безработицы, возможности фиксации уровня занятости, а значит, сохранения социальной стабильности.  
 
По словам председателя совета, депутата Айткуль Самаковой, в соответствии с поручением Главы государства при Министерстве труда и социальной защиты населения создана Межведомственная рабочая группа для оперативного рассмотрения текущей ситуации и принятия стабилизационных мер на рынке труда. В этом году начнется реализация около шести тысяч проектов с созданием порядка 350 тысяч новых рабочих мест. С крупными, особенно градообразующими, предприятиями подписываются меморандумы, направленные на сохранение занятости населения. При необходимости на производствах вводится режим неполного рабочего времени, служащие переводятся на другие места, выплачиваются компенсации в размере не менее половины от заработной платы в случае вынужденного простоя производства.  
 
Принимаются и дополнительные меры по защите национального рынка труда. По информации А. Самаковой, в текущем году квота на привлечение иностранной рабочей силы, по сравнению с предыдущим, сократится почти в два раза.  
 
По данным Минтруда, в Казахстане сегодня официально зарегистрированы 559 тысяч безработных, а в группе высокого риска высвобождения работников с частичной занятостью — более 900 тысяч человек, в основном в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. По расчетам ведомства, в стране будут трудоустроены на вновь созданных рабочих местах 348 тысяч человек, на открываемых социальных рабочих местах — около десяти тысяч, направлены на общественные работы 123 тысячи, профессиональную подготовку и переподготовку — 46 тысяч соотечественников.  
 
Представители Минтруда признают рост уровня безработицы в республике. В январе он составил 0,3 процента. По словам заместителя министра Серика Абденова, в январе уполномоченным органам удалось трудоустроить 9 426 человек, кроме того, 711 направлены на социальные рабочие места, 361 казахстанец — на профобучение и 11 350 человек участвуют в общественных оплачиваемых работах. Но одних трудоустраивают, другие попадают под сокращение. В ближайшее время на отечественных предприятиях могут быть сокращены 1 049 граждан.  
 
С. Абденов также сообщил, что в настоящее время в стране 61 920 человек работают в режиме частичной занятости на 400 объектах. По его словам, сокращения многих людей удалось избежать в результате инициированного министерством меморандума с системообразующими предприятиями для снижения рисков потери работы.  
 
В то время, когда государство ведет борьбу за каждого трудящегося, работодатели сетуют, что идти на непопулярные меры их вынуждают реалии, продиктованные мировым финансовым кризисом. Председатель правления Конфедерации работодателей Казахстана Кадыр Байкенов говорит, что часть предприятий малого и среднего бизнеса вынуждена полностью или частично останавливаться. И как здесь избежать роста безработицы?!  
 
— Массовых увольнений в республике не наблюдается, но аналитики считают, что десять процентов казахстанцев уже потеряли работу в связи с кризисом. Сокращения вначале коснулись крупных компаний — инвестиционных, финансовых, строительных, рекламных, — говорит К. Байкенов.  
 
Работодатели предлагают свое видение решения проблемы с наименьшими потерями. К. Байкенов убежден, что в Казахстане остаются значительные возможности для предотвращения замедления экономического роста и стимулирования восстановления экономики через меры в рамках бюджетно-налоговой политики. Государственное стимулирование занятости может быть в виде облегчения налогового бремени, уменьшения размера взносов в систему социального обеспечения, помощи для определенных категорий предприятий, увеличения объема финансирования инвестиций и инфраструктуры, повышения конкурентоспособности производств и расширения поддержки и содействия занятости, инновациям, исследованиям.  
 
Работодатели подчеркивают, что к перекосам трудоустройства также приводит отсутствие качественного профессионального образования.  
 
— Выпускнику с дипломом вуза стало труднее найти работу, чем представителям рабочих профессий, — продолжает К. Байкенов. — У нас на каждого окончившего профтехучилище приходится семь человек с дипломом о высшем образовании. И при этом более двадцати тысяч рабочих мест в стране ежегодно считаются вакантными. Не хватает электриков и слесарей, механиков и токарей, швей и поваров.  
 
С тем, что рынок труда в сегменте востребованности профессий и специальностей будет корректироваться, согласились все участники «круглого стола». По прогнозам Минтруда, к 2010 году в республике могут понадобиться 560 тысяч специалистов технического труда и сервиса. Таким образом, для подготовки и переобучения 559 тысяч сегодняшних безработных еще есть время.

Социальная  защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к  жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые  в силу обстоятельств (старость, состояние  здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация труда, членом которой  является Казахстан, определяет систему  социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

стимулирование  стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

предотвращение  и компенсацию части доходов  в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

предоставление  механизмов социальной помощи, предназначенной  для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы  социального страхования;

доступ  граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская  помощь.

Количественные  показатели системы социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а  степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся  во взаимосвязи с выбранной социально - экономической моделью.

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового  уровня развития существуют разные степени  солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени  участия государственных институтов.

Полная  солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и  выплатой, когда право на получение  зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового  случая. Финансовая нагрузка ложится  на всех налогоплательщиков, а право  на получение социальной защиты имеют  все граждане. В такой системе  механизмом перераспределения доходов  и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а  в качестве регулятора выступает  государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют  одинаковый, как правило, минимальный, уровень социальной защиты всем гражданам.

При ограниченной солидарности право на получение  выплат зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется  за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в  зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили  отчисления (или за которых они  производились работодателем). Такие  системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора  или конкретного трудового коллектива.

Кроме того, существуют системы, в которых  солидарность отсутствует (нулевая  солидарность), где каждый гражданин  отчисляет персонифицированные  взносы, от которых напрямую зависят  выплаты при наступлении социальных рисков.

На основе анализа международного опыта можно  сделать вывод, что наиболее эффективные  и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие  основные элементы: 1) государственные  пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) накопительное пенсионное обеспечение; 4) социальную помощь.

Государственные пособия предназначены для обеспечения  всех граждан гарантированными выплатами  на определенном уровне в случае наступления  обстоятельств, подлежащих социальной защите.

Обязательное  социальное страхование, финансируемое  за счет отчислений работодателей и  работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов  плательщика.

Накопительное пенсионное обеспечение предназначено  для регулирования процессов  создания пенсионных накоплений каждым гражданином.

Социальная  помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.

Такая комбинированная система позволяет  сочетать преимущества как солидарных, так и персонифицированных систем.

В Казахстане завершается переход к рыночной экономике. Изменение экономических  отношений требует построения адекватной системы социальной защиты.

На начальном  этапе переходного периода государство  было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты на фоне инфляции, бюджетного дефицита, спада  производства, увеличения доли неформального  сектора экономики. В результате реформы в социальной сфере носили фрагментарный характер, являясь  ответной реакцией на решение текущих  проблем, за исключением внедрения  накопительной пенсионной системы  и замены натуральных льгот денежными  выплатами.

Несмотря  на проведенные преобразования, в  данный момент система социальной защиты характеризуется сложностью и недостаточной  системностью законодательства, низкими  стимулами к участию в системе.

Благоприятные изменения в экономике в последние  годы и предпринимаемые меры по обеспечению  устойчивого роста позволяют  перейти к созданию комплексной  системы социальной защиты при наступлении  социальных рисков. В этой связи  возникла необходимость в разработке новой концепции социальной защиты населения с учетом приоритетов  и возможностей Казахстана в настоящем  и будущем.

В рамках данной Концепции не рассматриваются  вопросы обеспечения доступности  граждан к услугам в сфере  образования и медицинской помощи, поскольку они определяются другими  программными документами.

2. Современное состояние  системы социальной  защиты населения  Республики Казахстан

Действующая система социальной защиты характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.

На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных  граждан и по возрасту. Все физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (далее - граждане), при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении  социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.

Солидарная  пенсионная система частично учитывает  трудовой вклад гражданина. Накопительная  пенсионная система - единственный вид  обеспечения при наступлении  старости, основанный на принципах  сбережения без солидарности между  участниками, имеющий действенные  стимулы для участия в системе.

Действующим законодательством предусмотрено  осуществление добровольного страхования  на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.

Основным  источником финансирования и общим  регулятором - системы социальной защиты является государство. В соответствии с законодательством отдельным  категориям граждан предоставляется  социальная помощь за счет средств  государства. Стимулы по участию  в системе, за исключением накопительной  пенсионной системы, минимальны.

Основными недостатками действующей системы  социальной защиты, препятствующими  ее эффективному функционированию, являются:

несовершенное законодательство - законодательство, регулирующее социальную сферу, сформировано в основном по видам выплат, а  не по социальным рискам и основаниям для выплат;

недостаточная справедливость и низкие стимулы - отсутствие преимуществ работников формального  сектора экономики, осуществляющих налоговые отчисления, перед теми, кто не отчисляет, при реализации права на получение социальных пособий;

недостаточная прозрачность - на стадии становления  находится система индивидуальной идентификации для отслеживания процесса получения социальных выплат.

Сохранение  действующей системы может привести к углублению имеющихся недостатков, дальнейшему ослаблению связи между  объемом выплат и вкладом в  систему и, как следствие, к увеличению граждан, избегающих уплаты налогов  и обязательных взносов в накопительную  пенсионную систему.

3. Основные направления  развития системы социальной защиты населения Республики Казахстан

Общие подходы к реформированию системы  социальной защиты.

Основные  направления развития системы социальной зашиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Предлагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.

Новая система будет смешанной и  включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного  страхования и предназначена  для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с  которыми может столкнуться человек  в течение своей жизни.

Информация о работе Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения