Государственное регулирование внешней торговли

Автор: d*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:00, доклад

Описание работы

Целью работы является определение значения и понятия государственного регулирования во внешней торговли.
Задачей работы является определение понятия методов и способов регулирования ВЭД, роль государства в данном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..….…3
1.Общее понятие о внешней торговли…………………………….…………….…….4
1.1.Направления внешней торговли……………………………………………………………4
1.2. Государственное регулирование перемешения товара через таможенную границу…..5
2. Система государственного регулирования внешней торговли……………..…8
2.1.Концепции государственного регулирования……………………………..………………8
2.2.Методы государственного регулирования ВЭД ………………..…………………....……9
2.3.Полномочия органов государственной власти………………………………………...…11
3.Государственное стимулирование экспорта…………………………………….13
3.1.Экспортные кредиты………………………………………………………………...……..13
3.2.Субсидирование экспорта……………………………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………….………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат по м.э. ''Государственное регулирование внешней торговли''.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

     Особая  роль государства в экономических  системах "догоняющего развития" доказана историческим опытом и обусловлена  неразвитостью рынка и политической демократии, способствующих поддержанию  конкуренции, которая лежит в  основе механизмов саморегуляции, - считает, например, Н.И. Дмитриева2 В развивающихся и переходных экономиках перед государством стоит более широкий круг задач по сравнению с развитыми странами, что в конечном счете приводит к усложнению механизма государственного регулирования: государству приходится "догонять" в условиях, когда экономика и само общество остаются неподготовленными к решению таких задач.

     К усилению роли государства непосредственно  в сфере внешней торговли приводят также реалии современных мирохозяйственных  процессов - процессы глобализации, которые  приводят к повышению экономических  рисков для национальных экономик, участвующих в этих процессах.

     Рыночный  механизм оказывается не в состоянии  справиться с рядом злободневных задач, стоящих перед национальными  экономиками, и, как следствие, общество берет на себя все издержки по государственному вмешательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система государственного регулирования внешней торговли

  Небольшой анализ существующих концепций государственного регулирования, а также процессы формирования механизма государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации позволяет нам перейти к определению самого понятия "государственное регулирование внешнеторговой деятельности".

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного, контролирующего  характера, осуществляемых уполномоченными  на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

     Приведенная дефиниция государственного регулирования  внешнеторговой деятельности включает составной частью понятие "цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного  государства.

                    2.1 Концепции государственного регулирования

             Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 года.

     Сформировавшийся  на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

     защиту  экономического суверенитета;

     обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

     стимулирование  развития национальной экономики при  осуществлении внешнеторговой деятельности;

     обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации  в мировую экономику.

     Защита  экономического суверенитета. Понятие  экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной  власти в системе внутриэкономических  отношений и участие в международных  экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства  государств.

     Объективная тенденция интернационализации  хозяйственной деятельности, активизация  участия Российской Федерации в  международном Разделении труда  создают почву для более полного  взаимопроникновения российской экономики  и мирового хозяйства.

     Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой  понимается обеспечение такого состояния  российской экономики, которое гарантировало  бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость  экономических интересов по отношению  к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

     В Концепции национальной безопасности Российской Федерации <*> (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической  сфере являются приоритетными направлениями  политики государства". При этом особо отмечается необходимость  усилить защиту интересов отечественных  производителей "в условиях либерализации  внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке  товаров и услуг".

     2.2.Методы  государственного  регулирования ВЭД

     Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования, которые  для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с  другом.

     Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование - экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.

     Применение  нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер (вторая группа вышеперечисленных  инструментов государственного регулирования).

     Необходимость применения нетарифного метода обусловлена  рядом причин, важнейшими из которых  являются:

     различия  между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры  по ряду основных товаров российского  экспорта;

     дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;

     защита  общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;

     обеспечение обороны страны и безопасности государства;

     необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией,

     и другие.

     Нетарифный  метод регламентируется административными  нормами. Он предполагает использование  таких инструментов, как квотирование, лицензирование, запреты экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, разрешительные системы  ввоза и (или) вывоза отдельных видов  товаров, требования фитосанитарного, ветеринарного контроля и т.д. Полный перечень инструментов нетарифного  регулирования, разработанный Секретариатом  ГАТТ, приведен в следующей схеме.

     Конкретные  инструменты нетарифного регулирования, применение которых допустимо в  данный момент, устанавливается действующим  законодательством.

     Система нетарифного регулирования в 1992 - 1995 годах включала в себя лицензирование, квотирование, разрешительный порядок  экспорта продукции, входящей в перечень стратегически важных сырьевых товаров, обязательную регистрацию контрактов при вывозе отдельных видов товаров  с целью контроля за уровнем экспортных цен.

     Одна  из первых попыток определить понятие  нетарифного регулирования через  перечисление инструментов, присущих данному методу, была предпринята  в Соглашении от 22 октября 1997 года "О  единых мерах нетарифного регулирования  при формировании Таможенного союза" (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года).

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:

     таможенно-тарифного  регулирования;

     нетарифного регулирования;

     запретов  и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

     мер экономического и административного  характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных  настоящим Федеральным законом.

     Иные  методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности не допускаются.

     Таможенно-тарифное регулирование согласно статье 19 Закона №164-ФЗ заключается в установлении в соответствии с законодательством  Российской Федерации ввозных и  вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся  в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 "О таможенном тарифе", представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

     Нетарифное  регулирование внешней торговли товарами согласно статье 21 Закона №164-ФЗ может осуществляться только в следующих  случаях:

     · при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях  временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных  или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего  рынка Российской Федерации, а также  ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических  ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения  устанавливаются только на продовольственные  и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

     · при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;

     · при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения  и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и  аукционов;

     · в случае лицензирования в сфере  внешней торговли товарами, которое  устанавливается в случаях, предусмотренных  статьей 24 Закона №164-ФЗ;

     · предоставления исключительного права  на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров, перечни которых  определяются федеральными законами;

     · установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных  мер при импорте товаров для  защиты экономических интересов  российских производителей товаров.

                                       2.3.Поломочия органов государственной власти

     Полномочия  органов государственной власти Российской Федерации в области  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации  в соответствии со статьей 13 Закона №164-ФЗ распределены следующим образом.

     Основные  направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка  ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  драгоценных металлов и драгоценных  камней, установление запретов и ограничений  внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

     Правительство Российской Федерации на основании  пункта 2 статьи 13 Закона №164-ФЗ в соответствии со своими полномочиями, в частности:

     · обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения  и обеспечивает их выполнение;

     · применяет защитные, антидемпинговые  и компенсационные меры при осуществлении  внешней торговли товарами, а также  иные меры по защите экономических  интересов Российской Федерации;

     · устанавливает ставки таможенного  тарифа в пределах, определяемых федеральным  законом;

     · вводит количественные ограничения  экспорта и импорта товаров и  определяет порядок их применения;

     · устанавливает разрешительный порядок  экспорта и (или) импорта отдельных  видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется  такой порядок;

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли