Государственное регулирование в сфере здравоохранения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества.

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Здравоохранение представляет собой систему. Ее основные системные функции:

  • наука;
  • профилактика;
  • лечение.

     Общесоциальные  функции здравоохранения:

  • кадры;
  • ресурсы;
  • управление.

     Системообразующий элемент в здравоохранении – это врач, т.к. он осуществляет основные и специфические функции и цели данной системы. Выделять ресурсы, управлять системой могут и другие, но без врача здравоохранение престает существовать.

     Определение   понятия врач дано ВОЗ в 1972 году:  Врач – это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную  в стране, в которой она находится, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах укрепления общественного и индивидуального здоровья.

     Связи, выявляемые при анализе системы здравоохранения подразделяются на:

     1)  вертикальные  

     2) горизонтальные

     Факторы внешней среды, воздействующие на систему  здравоохранения подразделяются на:

  1. социальные, как то: социально-политический строй, степень развития науки, степень развития социального обеспечения, степень материального благосостояния населения
  2. экономические, как то: уровень развития производительных сил, степень развития отраслей, технические возможности, % ВВП, идущего на здравоохранение
  3. природные (географические, климатические)
  4. биологические, наследственность, возрастно-половой состав населения, биологические причины болезней

     Факторы внешней среды подразделяются на:

  1. Прямые, это – межотраслевые связи, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы,  потребители.
  2. Косвенные, это – состояние экономики региона,  уровень научно-технического прогресса,  политическая обстановка,  социально-культурная обстановка,  события, происходящие в других странах.
 
 

     3.1 Гарантии обеспечения прав граждан в области здравоохранения  
 

     Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан:

     1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

     2) равный доступ к первичной  медико-санитарной помощи;

     3) получение платной медицинской  помощи в государственных и  частных лечебных организациях, а также у физических лиц,  занимающихся частной медицинской практикой;

     4) санитарно-эпидемиологическое благополучие;

     5) обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского и санитарно-гигиенического  назначения;

     6) качество, содержание и объем  медицинской помощи, оказываемой  на бесплатной и (или) платной основе по единым медицинским стандартам;

     7) право на свободу предпринимательской  деятельности в части оказания  медицинской и врачебной помощи, производства и реализации фармацевтической  продукции.  
 

     3.2 Компетенция Правительства Республики Казахстан 
 

     Правительство Республики Казахстан:

     1) разрабатывает основные направления  государственной политики в области  здравоохранения; 

     2) издает в пределах своей компетенции  нормативные правовые акты в  области здравоохранения; 

     3) утверждает порядок осуществления государственного контроля в области здравоохранения;

     4) определяет порядок аккредитации  в области здравоохранения; 

     5) утверждает квалификационные требования  и порядок лицензирования медицинской  и фармацевтической деятельности;

     6) осуществляет руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов по вопросам здравоохранения;

     7) утверждает перечень гарантированного  объема бесплатной медицинской  помощи;

     8) определяет порядок обеспечения  получения гражданами гарантированного  объема бесплатной медицинской помощи;

     9) определяет порядок, виды и  объем медицинской помощи населению  при чрезвычайных ситуациях; 

     10) утверждает типовую форму договора  на оказание гарантированного  объема бесплатной медицинской  помощи и платных услуг в  организациях здравоохранения;

     11) утверждает государственный норматив  сети организаций здравоохранения; 

     12) определяет порядок организации  и проведения закупа лекарственных  средств, изделий медицинского  назначения и медицинской техники,  медицинских и фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

     13) утверждает перечень социально  значимых заболеваний и заболеваний,  представляющих опасность для  окружающих;

     14) утверждает правила направления  граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств;

     15) определяет порядок возмещения  затрат организациям здравоохранения  за счет бюджетных средств; 

     16) определяет порядок осуществления  санитарно-карантинного контроля  над завозом и распространением  инфекционных и паразитарных заболеваний на Государственной границе Республики Казахстан и обеспечения санитарной охраны границы и территории Республики Казахстан;

     17) определяет порядок запрета на  ввоз, а также на производство, применение и реализацию на  территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности;

     18) определяет перечень заболеваний,  против которых проводятся профилактические  прививки, порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие плановым прививкам;

     19) устанавливает порядок осуществления  ограничительных мероприятий, в  том числе карантина на территории  Республики Казахстан, а также  особых условий и режимов проживания  населения и ведения предпринимательской и (или) иной деятельности;

     20) устанавливает перечень инфекционных  заболеваний, при угрозе возникновения  и распространения которых вводятся  ограничительные мероприятия, в  том числе карантин;

     21) утверждает порядок забора, хранения  и использования крови и тканей лиц, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения;

     22) определяет порядок обеспечения  лекарственными средствами граждан; 

     23) определяет случаи ввоза на  территорию Республики Казахстан  лекарственных средств, изделий  медицинского назначения и медицинской техники в качестве гуманитарной помощи, не прошедших государственную регистрацию в Республике Казахстан;

     24) утверждает перечень клинических  баз; 

     25) утверждает порядок и условия  совершения и передачи организациям  здравоохранения анатомического дара;

     26) утверждает Правила проведения  военно-врачебной экспертизы и  Положение об органах военно-врачебной  экспертизы;

     27) определяет единого дистрибьютора  по закупу и обеспечению лекарственными  средствами, изделиями медицинского назначения;

     28) осуществляет иные полномочия, предусмотренные  Конституцией, законами Республики  Казахстан и актами Президента  Республики Казахстан 
 

     4. Средства государственного регулирования экономики 
 

     Административные  средства. Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

     Запрещение  – это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

     Разрешение  – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

     Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплателыциков.

     Экономические средства. В современном обществе государственное регулирование  экономикой осуществляется преимущественно  на основе экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование.

     Денежно-кредитная  политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:

  • регулирование учетной ставки;
  • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
  • операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.

     Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики.

     Ускоренная  амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

     Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование в сфере здравоохранения Республики Казахстан