Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:29, реферат
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.
Введение.
Государственное регулирование экономики.
Некоторые экономические функции правительства.
Заключение.
Список литературы.
Замена
нормативов отчислений от прибыли в
бюджет системой налогообложения прибыли
была целесообразна, даже необходима,
независимо от перехода к рыночным отношениям
в стране, но последний yскорил этy заменy
и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская
деятельность не
может развиваться эффективно в yсловиях
неопределенности экономических взаимоотношений
с госyдарством, с бюджетом.
Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством.
Повышение
роли налогов в нашей стране,
превращение их в основной способ
изъятия части доходов
Как
мировой, так и отечественный
опыт свидетельствyют о преимyществах
налоговой системы перед любой
дрyгой формой изъятия части доходов
граждан и предприятий в
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А
фиксированный размер ставок и их
относительная стабильность способствyет
развитию предпринимательской
Налоги органически
вписываются в формирyемyю в нашей стране
системy экономических отношений,
основаннyю на действии прежде всего
закона стоимости. При разyмных ставках
налоги являются средством сочетания
интересов предпринимателей, граждан
и госyдарства, общества в целом.
3.
Некоторые экономические
функции правительства.
Экономические функции правительства в США.
Правовая база и общественная атмосфера. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.
Принятый в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный пример того, как правительство подкрепляет функционирование рыночной системы. Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы.
Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и
менеджерами, к отношениям между самими фирмами.
Имеется
в виду, что такого рода деятельность
улучшает распределение ресурсов.
Обеспечение рынка средством
обращения, гарантирование качества
продуктов, определение прав собственности
и ответственность за соблюдение условий
контрактов - все эти меры обусловливают
увеличение объема торговли. Они расширяют
рынки и позволяют осуществлять все более
глубокую специализацию в использовании
как и материальных, так и людских ресурсов.
А такая специализация означает
более эффективное распределение ресурсов.
Однако некоторые считают, что правительство
чрезмерно регулирует взаимоотношения
предприятий, потребителей и рабочих,
тем самым подавляя экономические стимулы
и подрывая эффективность производства.
Защита конкуренции. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя.
При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок – их агент, а предприятия - их услуга.
Рост монополии резко изменяет ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - 1 это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль.
Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производства до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом.
Короче говоря, монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
В США правительство пыталось установить контроль над монополиями преимущественно двумя способами. В первом случае, в отношении "естественных монополий", то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установила стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Поэтому федеральное правительство провело ряд
антимонополистических, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.
Даже
при обеспечении правовой основы
для капиталистических
Перераспределение
дохода. Правительство взяло на себя
задачу уменьшить неравенство доходов
в нашем обществе. Эта задача нашла отражение
в ряде политических мер и программ. Во-первых,
1 трансфертные платежи 0 обеспечивают
пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам
и инвалидам, а безработным пособия
по безработице. Все эти программы
осуществляют передачу доходов правительства
тем домохозяйствам, которые в противном
случае получали бы незначительный
доход или вовсе его не имели. Во-вторых,
правительство изменяет также распределение
доходов путем рыночного вмешательства,
то есть путем модификации цен, устанавливаемых
рыночными силами. Гарантирование цен
фермерам и законодательство о минимальных
ставках заработной платы - наглядные
примеры того, как правительство фиксирует
цены с целью повысить доходы определенных
групп населения. Наконец, в истории США
налог на личные доходы применялся для
изъятия большей доли доходов у богатых,
чем у бедных, а поэтому он производил
на распределение дохода своеобразный
"эффект Робин Гуда". Однако проведенные
недавно пересмотры личного подоходного
налога существенно уменьшили его
перераспределительное воздействие.
Правда, считается, что в действительности
налоговая система оказывает весьма умеренное
влияние на распределение доходов.
Перераспределение
ресурсов. Известны два случая резкого
1 нарушения функционирования рынка,
то есть ситуаций, в которых конкурентная
рыночная система либо (1) производила
"не те" количества определенных
товаров и услуг, либо (2) оказалась
не в состоянии вообще выделить какие
бы то ни было ресурсы на производство
некоторых товаров и услуг, выпуск которых
экономически оправдан. Первый случай
связан с переливами ресурсов (spillovers),
или побочными эффектами (externalities),
другой - с государственными, или социальными,
благами.
Стабилизация. Исторически сложилось так, что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводится к тому, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты по-
лагают, что
в капиталистической системе
нет механизмов, поднимающих совокупные
расходы именно на тот уровень,
который может обеспечить полную занятость.
Возможно возникновение двух неблагоприятных
ситуаций.
Безработица.
Общий уровень расходов в частном секторе
может быть слишком низким для реализации
полной занятости. В этом случае правительство
обязано так дополнить частные расходы,
чтобы общий объем расходов - частных
1 и 0 государственных - был достаточен
для создания полной занятости. Каким
образом правительство может это
осуществить? Один ответ на этот вопрос
состоит в том, чтобы использовать
тот же метод - правительственные расходы
и налогообложение, - какой оно
использует для перераспределения
ресурсов в производство общественных
благ. Конкретно, правительству надлежит,
с одной стороны, увеличить собственные
доходы на общественные блага и услуги,
а с другой - сократить налоги с целью стимулирования
расходов частного сектора.
Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен.
Информация о работе Государственное регулирование в переходной экономике