Государственное регулирование туристской отрасли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников доходов, а для 38% стран туризм – это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест.

Содержание

Введение
Глава 1. Туризм как объект государственного регулирования
1.1. Туризм и его роль в экономике страны.
1.2. Оценка туристского потенциала Урала
1.3. Правовые основы туристской деятельности в России
1.4. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ.
1.5. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности на Южном Урале.
Глава 2. Федеральные целевые программы, направленные на регулирование туризма.
2.1. Федеральная целевая программа, направленная на развитие туризма в России
2.2. Результаты реализации областной целевой программы "Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000-2005 г."
2.3. Областная целевая программа по развитию туризма, рассчитанная на 2011-2016 годы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Научка.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Ключевой проблемой российского туризма, которую надо решать в программе, является нехватка современного гостиничного фонда.

Особенно остро ощущается она в среднем и низком ценовом сегменте. В этой сфере необходимо не столько государственное финансирование, сколько стимулирование частных инвестиций. Тут идея государственно-частного партнерства выглядит довольно перспективной. Пока же сложно говорить о развитии внутреннего туризма, ведь людям просто негде остановиться, а дорогие гостиницы им не потянуть. По словам генерального директора Contour Components Владимира Некрасова, особенно бьет по туристам, желающим приехать в Москву, отсутствие гостиниц 3–4 звезды: «То, что есть, как правило, непохоже на европейское: персонал просто не понимает, что от него требуется. Привычные для туристов стандарты не соблюдаются», – добавляет эксперт.

Властям необходимо наладить инженерную и транспортную инфраструктуру в туристских зонах. «Во всех европейских столицах город можно посмотреть на обзорных автобусах. Везде туристов возят на туристических автобусах. В Москве даже на автомобиле по городу проехать нельзя. Как можно посмотреть достопримечательности? Никак», – говорит Некрасов. Необходимо повышать и качество обслуживания. Ведь еще одной существенной проблемой российского туризма является дефицит подготовленных кадров, особенно в глубинке. Это также серьезно тормозит поток внутреннего туризма, ведь «при сопоставимых с зарубежными направлениями ценах сервис на наших курортах продолжает оставаться притчей во языцех».

Необходимо потратить деньги и на продвижение наиболее привлекательных регионов на внешнем и внутреннем рынках. Ведь средства, выделяемые государством в настоящее время на рекламные цели, несопоставимо ниже аналогичных вложений других стран.

Если затраты каждого из наиболее популярных у наших туристов государств исчисляются миллионами евро только для российского рынка, то Россия, в свою очередь, потратила лишь около 4 млрд евро в 2009 году на продвижение по всему миру.

Впрочем, одними денежными вливаниями внутренний, а особенно въездной туристический бизнес не поднять, уверены эксперты. Есть фундаментальные проблемы, которые мешают миллионам иностранцев посетить Россию. Прежде всего иностранцы сталкиваются с получением визы. «Это очень сложная, долгая и изначально коррупционная задача. Самый простой способ – заключить договор с отечественной туристической фирмой, которая оформит подставную гостиницу, в которой вы не остановитесь, и так далее», – объясняет Некрасов. При этом цена услуг такой фирмы будет неадекватной. Второй барьер для иностранного туризма в России – русский язык. В России на английском практически нет никаких указателей на улицах, в транспорте, на дорогах, меню в ресторанах. «Без поводыря иностранец в России просто слеп и глух», – продолжает Некрасов. Наконец, бытовые условия для иностранного туриста зачастую ужасны. Нет туалетов, нет такси. «То, что мы считаем такси, – это полубандитские группировки, которые, как цыгане на ярмарке, хватают вас за рукава уже в аэропорту. Фактически таксомоторный сервис нужно организовывать с нуля», – считает эксперт. Кроме того, в нашей стране нет полиции – в понимании этого слова иностранными туристами. «Наша милиция абсолютно не соответствует стандартам. Милиционеры не только не говорят на иностранных языках, но и не защищают. Я слышал от иностранцев совершенно отвратительные истории о том, как милиционеры занимаются мошенничеством и вымогают деньги у иностранцев. А безопасность – для европейцев приоритет номер один», – заключает Некрасов, добавляя, что, пока все эти проблемы не будут решены, говорить о массовом привлечении в нашу страну туристов преждевременно.

Вышеперечисленные трудности мешают и привлечению инвестиций в туристическую отрасль, особенно учитывая медленную окупаемость туристических объектов - 10-15 лет, тогда как вложения в строительство торговых центров или жилья окупается через два года. Видимо, поэтому чиновники от туризма возлагают такие большие надежды на ФЦП, которая окончательно должна быть одобрена параллельно с утверждением бюджета на 2011 год. За счет госсредств будет создана вся инженерная инфраструктура: газоснабжение, электроснабжение, канализация и прочее. Это поможет, как надеются власти, создать почву для частного капитала, который и займется строительством различных туристических объектов.

 

 

2.2. Результаты реализации областной целевой программы "Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000-2005 г."

 

Сейчас, после финансового кризиса, так сильно задевшего Россию, наступил второй передел сфер влияния в туристической отрасли. Вроде бы идет обычная конкурентная борьба. Но идет она не только и не столько на уровне операторского продукта и технологий, сколько на уровне финансов. Сначала крупные туроператоры лоббируют в Думе принятие закона о финансовых гарантиях до 10 млн. рублей и этим расчищают себе маркетинговое поле, убивая малые и средние турфирмы, подчиняя их себе. Таким образом, после первого передела остались на поле самые крупные и сильные игроки, которые имеют отели, самолеты, кредитные линии в банках, поддержку государства. К ним, прежде всего, нужно отнести "Тез-Тур", "Натали Турс", "Капитал-Тур", "Ланта-Тур", "Пегас-туристик" и некоторые другие.

Сегодня им уже не хватает своих капиталов, и они привлекают иностранцев. Крупнейший туристический концерн Европы TUIAG (Германия) начал новый этап продвижения на российский рынок вместе с инвестиционной компанией S-Group Capital, подконтрольной группе "Северсталь" Алексея Мордашова, который "внезапно" купил 15 процентов акций TUI, а его партнер Владимир Якушев стал членом наблюдательного совета немецкого концерна.

15 апреля 2009 года VKO Group, один из крупных российских холдингов, заключил стратегическое партнерство с совместным предприятием TUI Travel, туристической компанией N 1 в Европе и инвесторами S-Group Capital Management. Данное соглашение позволит VKO Group укрепить лидерские позиции и диктовать свои условия туристическим компаниям в России. Это значит, что российский туризм уже вошел в период окончания структурирования туроператорского бизнеса и формирования агентского рынка. В течение ближайших трех лет количество независимых тур-агентств резко сократится, в отрасли пройдут банкротства, туристы испугаются и либо вообще никуда не полетят - не на что будет, или поедут в Новый год на дачу и там поставят елочку.

У нас уже сейчас образовались два холдинга, готовых инвестировать в скупку активов. Это ВАО "Интурист" и альянс TUT-VKO Мостравел.

Печальная участь фирмы "Детур", которой при банкротстве не хватило 20 млн. рублей, чтобы покрыть убытки, подтолкнула президента компании "Натали Турс" Владимира Воробьева внести в Государственную Думу предложение: увеличить размер финансовых гарантий до 50 млн. рублей, но этим предложением он не столько заботится о банкротах, сколько расчищает себе дорогу к монополии рынка. В нашем регионе также идет борьба за турагентства, имеющие многопрофильный характер и хорошую клиентскую базу прямых продаж и субагент-скую сеть. Многие агентства уже работают по франчайзингу или являются уполномоченными офисами федеральных туроператоров.

Каково же место российского туриста на мировом туристическом рынке? После открытия "железного занавеса" русские кинулись в мир, как голодные к шведскому столу. Из общего потока туристов в Турции более 50 процентов - русские, остальные - объединенные нации Европы и Азии. Осман Айик, член совета директоров федерации отельеров Турции, недавно заявил: "Мы согласны работать в кредит, взять финансовый удар на себя, это риск, но лишиться российского рынка еще страшнее".

Примерно такая же картина в Египте. Мы заполнили всю Европу. На праздники покупаем Куршевель, Вену и Швейцарию. По численности туристов "выдавили всех" и вышли на первое место. Пять лет назад эту позицию занимали японцы. Сегодня страны наперебой гостеприимно открывают перед нами двери и делают безвизовый въезд. Русских уважают и боятся. Уважают за широкую душу, щедрость (никто больше нас не оставляет в барах валюты), силу. Сколько миллионов долларов ежегодно вывозится из России!

Если бы половина этих денег вливалась в туриндустрию нашей страны, она уже завтра была бы привлекательна для иностранцев. Почему иностранные инвесторы к нам не спешат? Ответ прост: нет гарантий защиты бизнеса. Они задают один вопрос, на который не получают ответа: если у вас такой благоприятный инвестиционный климат, то почему ваши олигархи увозят капиталы из России?

Кризис уже почистил ряды агентств в Челябинской области. Если на 1 января 2009 года их у нас насчитывалось 357 вместе с операторами, то на сегодня, по мнению ведущих специалистов, осталось менее 50 процентов. Кто обанкротился, кто просто ушел из бизнеса, часть затаилась, ждет весны и всплеска активности народных масс. По оценкам Ростуризма, к концу года федеральный реестр туроператоров недосчитается порядка 35-40 процентов компаний.

Все эти негативные явления нельзя списывать только на кризис. Многое зависит от того, как власть относится к турбизнесу. Позволим себе некоторый исторический экскурс.

В апреле 2000 года,  10 лет назад, областное Законодательное Собрание приняло закон "О туризме" и утвердило целевую комплексную программу "Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000-2005 г.". Программа прекратила свое бесславное сосуществование как мертворожденное дитя. Из 20 млн. рублей, которые должны были быть в нее вложены из бюджета, не поступило ни рубля.

Нашу область трудно сравнивать с Тверской, как говорится, не тот вес. Однако область, выступающая в "легком весе", опередила "тяжей" и за последние три года освоила из бюджета 25 млн. рублей, которые были потрачены на реконструкцию гостиниц, реставрацию экскурсионных объектов, разработку новых маршрутов, на создание имиджа региона, благоприятного для отдыха и туризма.

Челябинская область обладает колоссальными туристско-рекреационными ресурсами, популярными не только у жителей области. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на сегодняшний момент особенно актуально, это позволит изменить сугубо промышленный и экологически неблагоприятный имидж области на позитивный образ региона, сохраняющего природные богатства и привлекательность для туризма.

Развитие индустрии туризма включено в стратегию социально-экономического развития области до 2020 года как приоритетное направление деятельности государственной власти. Однако есть опасение, что этот порыв опять останется только декларацией. В 2008 году принят закон "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области", который был апробирован ассоциацией туристических организаций. Мы даже разработали перечень мероприятий по реализации этого закона, внесли в правительство (вручили вице-губернатору Роману Панову), но наши труды утонули в чиновничьих кулуарах. Мы, как говорится, не получили ни ответа, ни привета.

В этих мероприятиях предусматривалось создание совета при губернаторе, в который вошли бы ведущие специалисты отрасли, как это делается в Краснодарском и Алтайском краях, Ленинградской, Свердловской, Московской и Ярославской областях. Предусматривались такие формы государственной поддержки, как разработка областных целевых программ по развитию туристской индустрии, аккредитация турфирм и объектов туристско-рекреационной деятельности, предоставление им налоговых льгот, субсидий, оказание помощи в развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Конечно, это потребует немалых средств, но мы должны их найти, чтобы последующим поколениям был обеспечен здоровый образ жизни, сохранена уникальная уральская природа.

Кто сегодня нуждается в поддержке государства? Малый бизнес и яркие его представители - турфирмы, в каждой из которых работают 4-5 человек, в основном женщины. Если сегодня, в трудное время, им не помочь, они еще долго будут искать место под солнцем.

Вроде у нас сейчас появился банковский рычаг помощи малому бизнесу: можно взять ссуду (если удастся) и раскрутиться. Но это только на первый взгляд, для тех, кто в школе плохо учился: на самом деле если возьмешь, потом оставят тебя без штанов.

Мы убеждены, что вся социальная сфера - здравоохранение, образование, спорт, туризм - подлежат обязательному государственному регулированию. По крайней мере, они не должны оставаться без государственной заботы. Если эти меры не принять сегодня, то завтра, по Чаадаеву, будем преподносить урок всему миру, как нельзя жить.

 

 

2.3. Областная целевая программа по развитию туризма, рассчитанная на 2011-2016 годы.

 

Выделяя миллионы на развитие в Челябинской области малого бизнеса туристической направленности, федеральные власти одновременно с этим препятствуют его расширению.

Как передает корреспондент «Нового Региона», в Челябинской области объявлен ребрендинг – вместо глубоко металлургического региона на выходе должна получится территория с развитым, в том числе, туризмом. В первых рядах по диверсификации экономики в этом направлении – Саткинский район. За 2010 год поток желающих посетить знаменитые пороги и долину реки Ай, пещеры, Национальный парк Зюраткуль, заняться скалолазанием, прокатиться на упряжках или лошадях либо пожить в экодеревнях вырос, как минимум, в три раза. Сюда едут отдыхать из Екатеринбурга, Перми, Самары и Уфы. Свою роль в росте популярности южноуральского туризма сыграли относительная стабилизация экономики и жаркое лето. Но туристов могло быть и больше, если бы бизнесу (кстати, малому и среднему – тому самому, которого «кошмарить» запрещено на самом высоком уровне) позволили развиваться. Причем с региональными и местными властями у предпринимателей «совет да любовь». Сатке, как моногороду, через субъект удалось выйти на Минрегионразвития РФ и получить средства на реализацию комплексного инвестиционного плана, основным пунктом которого является туризм. Муниципалитет, получив эти деньги, предоставляет предпринимателям гранты, субсидии по рекламной деятельности, берет на себя часть погашений по лизинговым платежам. Однако для воцарения Саткинского района в статусе Мекки уральского туризма не хватает малого – заинтересованности в этом федеральных структур. Как ни парадоксально, выделяя одной рукой средства на развитие малых и средних предприятий, другой федеральный центр перекрывает пути развития туризма.

Речь идет о размещении инвестиционных площадок для этого бизнеса и необходимой ему инфраструктуры на землях федерального подчинения, к которым относится, в частности, Национальный парк Зюраткуль. По словам начальника отдела туризма министерства физической культуры, спорта и туризма Челябинской области Александра Филиппова, на фоне туристических ресурсов, которых в регионе предостаточно, мест проживания и вообще объектов сферы услуг крайне мало. При этом в основном в казну идут поступления от гостиничного бизнеса и общепита. «Сами туристические услуги дают на десять порядков ниже с точки зрения налогов, – заявил Филиппов. – Но инвесторов в туризме нет, так как нет готовых рекреационных площадок. Когда они будут, инвестор придет».

А вот когда эти площадки будут – на этот вопрос представитель регионального министерства ответить не смог. Как пояснил Филиппов, сейчас в области готовится областная целевая программа по развитию туризма, рассчитанная на 2011-2016 годы. В ее рамках планируется провести дороги, ЛЭП, к туристическим комплексам, построить очистные сооружения. Но вот ликвидировать проблему с отношением федеральных чиновников посредством данного документа явно не получится. А ликвидировать ее надо, в этом уверены и представители муниципалитета, и южноуральского министерства, и сами туроператоры. «Огромная проблема – выделение земельных участков для туристического развития. Есть проекты и программы, но земли не выделяются. Все памятники природы, леса – земли федерального значения, под базы отдыха их выделить невозможно, а цена за аренду настолько неподъемна, что в конечном итоге стоимость отдыха на Южном Урале выйдет дороже, чем заграницей», – считает исполнительный директор турфирмы «Урал-Турист-Сатка» Наталья Банникова.

Информация о работе Государственное регулирование туристской отрасли в России