Государственное регулирование туристской отрасли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников доходов, а для 38% стран туризм – это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест.

Содержание

Введение
Глава 1. Туризм как объект государственного регулирования
1.1. Туризм и его роль в экономике страны.
1.2. Оценка туристского потенциала Урала
1.3. Правовые основы туристской деятельности в России
1.4. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ.
1.5. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности на Южном Урале.
Глава 2. Федеральные целевые программы, направленные на регулирование туризма.
2.1. Федеральная целевая программа, направленная на развитие туризма в России
2.2. Результаты реализации областной целевой программы "Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000-2005 г."
2.3. Областная целевая программа по развитию туризма, рассчитанная на 2011-2016 годы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Научка.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

              принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития

              создание условий для решения проблем социального, адресного туризма

              разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений

              обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов

              обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

              обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий

              охрана окружающей природной среды

              создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов

              развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий

              создание новых рабочих мест

              увеличение доходов государства и граждан

              развитие международных контактов

              сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Государственное регулирование туризма - это воздействие государства на деятельность субъектов и существующие условия, что выражается в установлении государством общих правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений в них в зависимости от существующих обстоятельств, а также в выработке и реализации государственных приоритетов и единой концепции развития сферы туризма.

Целью государственного регулирования туризма является создание благоприятных условий в указанной области. Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы, прежде всего, обеспечить соблюдения права на отдых, свободу передвижения и некоторых других прав.

Также не следует забывать, что туризм неразрывно связан с использованием разнообразных природных ресурсов, поэтому еще одной из важнейших целей государства является охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Немаловажным является и создание благоприятных условий для всех видов деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление туристов.

В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» (ст.3) закреплены принципы осуществления государственного регулирования туристской деятельности:

              создание туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития

              определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности

              формирование представлений о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма

              осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

 

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий Федеральное агентство по туризму, на которые возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Порядок же оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации. Правительство также осуществляет общее руководство деятельностью Федерального агентства по туризму. Федеральное агентство по туризму руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федерального агентства по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

              вносит в правительство Российской Федерации проекты Федеральных законов, иных нормативно правовых актов, а также самостоятельно принимает нормативные акты по вопросам, находящимся в его компетенции, обобщает практику применения законодательства в сфере туризма

              определяет приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в РФ

              информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в месте временного пребывания

              осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках

              проводит конкурс и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ для государственных нужд, осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере туризма

              взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациям, включая представления по поручению Правительства Российской Федерации интересов РФ в международных организация, создает представительства за пределами РФ в сфере туризма

              организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.

 

 

1.5. Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности на Южном Урале.

 

В Челябинской области создан совет по развитию внутреннего и въездного туризма. Новая структура будет заниматься изучением ситуации в этой сфере и выработкой конкретных рекомендаций. Межведомственный координационный совет будет рассматривать ситуацию в туристической отрасли в правовом, экономическом и социальном аспектах. Также совет займется выработкой путей формирования современной туристической индустрии в Челябинской области. Участники совета разработают проекты нормативно-правовых актов в сфере туризма и природоохранной деятельности.

Председателем Совета назначен заместитель губернатора Челябинской области, курирующий это направление, Павел Рыжий. Совет будет собираться два раза в год и по мере необходимости. В заседаниях будут принимать участие руководители и ответственные работники органов федеральной исполнительной власти, государственной власти Челябинской области, местного самоуправления и представители заинтересованных организаций, в том числе научно-исследовательских, образовательных учреждений, общественных объединений.

Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Губернаторе Челябинской области является постоянно действующим совещательным органом, созданным с целью развития туризма и туристской индустрии в Челябинской области. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области и настоящим Положением.

Задача Совета: Основной задачей Совета является выработка предложений по основным направлениям реализации государственной политики в области развития индустрии туризма в сфере внутреннего, въездного, социального, самодеятельного туризма, инвестиционной привлекательности и эффективного использования туристских ресурсов Челябинской области.

Функции Совета:

              изучение и анализ правовой, экономической и социальной ситуации в сфере развития внутреннего и въездного туризма, выработка предложений по формированию современной туристской индустрии в Челябинской области

              рассмотрение вопросов, связанных с координацией взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в сфере туристской деятельности

              аккредитация субъектов туристско-рекреационной деятельности на территории Челябинской области в соответствии с Положением об аккредитации субъектов туристско-рекреационной деятельности

              участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии и природоохранной деятельности, создание условий для развития внутреннего и въездного туризма, создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию на территории Челябинской области.

 

 

Права Совета:

              запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, предприятий туристской индустрии информацию по вопросам, отнесенным к ведению Совета

              анализировать деятельность организаций по вопросам, входящим в компетенцию Совета, и осуществлять мониторинг ее состояния

              привлекать в установленном порядке научно-исследовательские учреждения, другие организации, российских и иностранных ученых, специалистов для выполнения работ по направлениям деятельности Совета

              проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Совета, с участием представителей органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, научно-исследовательских учреждений и других организаций, связанных с развитием туристской индустрии и рациональным использованием туристских ресурсов Челябинской области

              принимать участие в разработке проектов и реализации программ развития туризма, образования в сфере туризма

              вносить в органы государственной власти, местного самоуправления, организации предложения по распространению новаций в сфере туризма, привлечения инвестиций в туристскую индустрию Челябинской области, а также участвовать в конференциях, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам туризма;

 


Глава 2. Федеральные целевые программы, направленные на регулирование туризма.

 

 

2.1. Федеральная целевая программа, направленная на развитие туризма в России

 

Правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы развития туризма на 2011-2016 годы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011–2016 годы». Суть новой ФЦП сводится к тому, что именно развитие индустрии путешествий в нашей стране может стать одним из локомотивов экономики.   Отвечать за реализацию ФЦП будут Министерство спорта, туризма и молодежной политики (государственный заказчик-координатор), Министерство регионального развития, Федеральное агентство по туризму.

За время кризиса туризм, главным образом внутренний, не только не просел, но и показал небольшой прирост. За прошедший год внутренний турпоток в России вырос на 1,6 процента, достигнув показателя в 32 миллиона человек. Правда, в основном за счет "дикарей", путешествующих самостоятельно. Поэтому в общем объеме туристическая отрасль пока не приносит в казну существенных дивидендов. Доля туриндустрии в ВВП России составляет лишь около 2 процентов.

Общий объем финансирования программы составляет 332 млрд рублей, из которых федеральный бюджет выделит 96 млрд рублей (его доля составит 28,9%), региональные бюджеты – 25 млрд рублей (7,5%).

Финансирование же основной части программы правительство собирается вести за счет внебюджетных средств. Как полагают авторы концепции, реализация её в соответствии со сценарием, «предполагающим использование преимуществ кластерного подхода», позволит на каждый рубль из федерального бюджета привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций. Всего же власти хотят привлечь 211 млрд рублей частных инвестиций. Для активизации их привлечения авторы концепции ФЦП предлагают использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских банках в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

Уже к 15 сентября этого года проект ФЦП будет направлен в Минэкономразвития для последующего утверждения правительством. Программа должна стать важным инструментом и правовой базой государственной поддержки туризма, уверены в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики. «Реализация программы позволит создать в России конкурентоспособный рынок качественных туристских услуг. Теперь мы сможем создать систему полноценного отдыха для российских граждан и иностранных туристов. Получат развитие наиболее перспективные туристские кластеры, увеличится общий туристский поток до 68 млн человек, объем платных туристских услуг и услуг гостиниц возрастет почти до одного миллиарда рублей», – приводятся слова министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко в сообщении на сайте ведомства.

Туристско-рекреационный потенциал России, уверены чиновники, огромен. «Мы занимаем пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия.

По оценке Всемирной туристской организации, наша страна может принимать до 40 млн туристов, но в настоящее время принимаем всего 2 млн иностранцев в год и находимся на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли», – приводятся данные в концепции ФЦП. Программа позволит к 2016 году в семь раз увеличить число иностранных туристов, в 1,4 раза – объем внутреннего туристского потока, в 4,4 раза – объем платных туристских услуг, оказываемых населению, почти в 4 раза – объем платных услуг гостиниц, в 1,4 раза – численность работников, занятых в туристской индустрии. Всё это произойдёт за счет создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов. «Создание современного туристского комплекса на Азовском побережье позволит более чем 400 тысячам россиян, отдыхающим в странах Черноморского и Средиземноморского бассейна, комфортно отдыхать на родине», – приводит пример Мутко.

Информация о работе Государственное регулирование туристской отрасли в России