Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:49, курсовая работа
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а предполагает более широкое поле деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы……………………………………………………………………....6
Экономическая роль государства: исторический аспект…………6
Сущность государственного регулирования, цели и задачи…....10
Функции и инструментарий государственного регулирования…………………………………………...…………13
Методы государственного регулирования……………………….16
Глава 2. Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности…………………………………………..18
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства………………………………………………………………..18
2.2. Причины государственного регулирования экономики………….21
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики…………………………………………………………………24
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики…………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….33
Госбюджет стал основой для государственных закупок товаров у частных фирм. Например, в США около 20% ВНП приходится на государственные закупки.
Значительные
возможности воздействия
Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.
В целом
наличие государственного сектора
в экономике позволяет
Значительные возможности государственного регулирования связаны с формированием мощной административно-правовой системы в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.
Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных рынках.
Возможности
государства расширились и
Усилению
общенационального характера
Нельзя
также не отметить и роли науки, прежде
всего экономической, в теоретическом
обеспечении государственного регулирования
экономики. Особое значение приобрели
экономико-математические методы, позволяющие
моделировать экономические процессы
и тем самым предвидеть последствия принимаемых
политико-экономических решений.
2.4.
Противоречия государственного регулирования
рыночной экономики
Государственное регулирование рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:
отмеченные десятилетия были периодом почти безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;
наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;
на стабильно высоком уровне поддерживалась занятость;
относительно быстро и устойчиво повышались доходы и уровень жизни населения.
Но уже к концу 60-х гг. стали обнаруживаться серьезные проблемы, корни которых начали усматривать в государственном регулировании экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства.10
Так, причины возникновения инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.
Инфляция также связывалась с политикой полной занятости. Эта политика предполагала вовлечение в производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали за них цену более высокую, чем за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.
Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как слапфляция и стагфляция.
Слапфляция характеризуется сочетанием экономического спада, роста безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Периоды 1973 - 1975 гг. и 1980 - 1982 гг. характеризовались значительным спадом производства практически во всех странах с рыночной экономикой при сохранении инфляционных процессов.
Стагфляция характеризуется сочетанием экономического застоя, высокой безработицы и инфляции. Одностороннее движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру и даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.
В целом, государственное регулирование натолкнулось на ряд противоречий.
1. Противоречие между целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода. В результате "национальный пирог" растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения доходов беднейшей части населения.
2. Противоречие между моделями государственного регулирования. В основном это противоречие между моделями, предполагающими активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. В результате в политике государства в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.
3. Противоречие
между инструментами
Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную политику может вести к повышению ставки процента и сдерживать чистый экспорт.
Сужает возможности экспорта и политика "дорогих денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.
4. Противоречия,
вызываемые наличием
Все эти противоречия предстают как объективно неизбежные, в связи с чем возникает проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом
трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
Список использованной
литературы
1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2006. - №5.
2. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
3. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
4. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.
5. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2006. - №1.
6. Шмелев Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 2002. - №1.
7. Экономика: Учебник / Под. ред.А.С. Булатова.3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005.
8. Макроэкономика: Учебное пособие. / М.К. Бункина, В.А. Семёнов. - М.: Эльф К - пресс, 2007.
9. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1. /Макконел К.Р., Брю С. Л - М, 2006.
10. Введение
в рыночную экономику: Учебное пособие
/ Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа,
2006.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности