Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а предполагает более широкое поле деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы……………………………………………………………………....6
Экономическая роль государства: исторический аспект…………6
Сущность государственного регулирования, цели и задачи…....10
Функции и инструментарий государственного регулирования…………………………………………...…………13
Методы государственного регулирования……………………….16
Глава 2. Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности…………………………………………..18
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства………………………………………………………………..18
2.2. Причины государственного регулирования экономики………….21
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики…………………………………………………………………24
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики…………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.Цели и методы государственного регулирования экономики..doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    На  первых и довольно длительных по историческим меркам этапах государство слабо  вмешивалось в рыночные отношения  и выступало как политический, а не экономический институт. Для  своего существования оно облагало тех или иных субъектов налогами или данью. Для иностранных торговцев обычно вводило пошлины. Словом, государство, представляя собой надстроечный институт, еще не было частью экономического базиса.

    Лишь  на этапе становления капитализма  как общественной системы, основанной на рыночных отношениях, государство начинает активно вмешиваться в экономику, выступая как важнейший фактор первоначального накопления капитала. Тем самым оно сыграло важнейшую роль в становлении и укреплении нового способа производства. Отметим основные проявления этой роли.

    1. Государство  вело войны в целях получения  контрибуций, создания наиболее  благоприятных внешних условий  для экономической деятельности  национальной буржуазии.

    2. В  соответствии с рекомендациями  представителей меркантилизма государство устанавливало пошлины, ограждавшие национальный рынок от засилья иностранных товаров, боролось за отмену подобных пошлин в странах, в которые направляли товары национальные производители.

    3. В  целях ускорения накопления капитала, использовалось законодательство как, например, законы "О бродяжничестве", "О рабочем дне", "О заработной плате", принятые в Англии в XVIII в.

    4. Государство  наделяло частные компании правом  монопольной продажи отдельных  высокодоходных товаров: водки,  табака, чая, кофе, соли и т.д.

    5. На  частных предприятиях размещались  выгодные государственные, прежде  всего военные, заказы.

    6. С  помощью армии и полиции государство  обеспечивало внутренний порядок,  защиту имущественных прав в  соответствии с принципом "частная  собственность священна и неприкосновенна".6

    На  этапе капитализма свободной  конкуренции, когда экономика оказывается  в зависимости от регулирующей роли рынка, вмешательство государства  в нее заметно ослабевает. Государство  проводит политику laissez-faire, то есть политику невмешательства в экономику. Его деятельность сводится к поддержанию внешних и внутренних условий для бесперебойного функционирования рыночного механизма.

    Государство занимается охраной национальных границ (здесь оно, образно говоря, выполняет  роль "ночного сторожа"), поддержанием внутреннего порядка путем использования судебного и репрессивного аппарата, взиманием налогов на содержание государственного аппарата, эмиссией бумажных денег и некоторых видов ценных бумаг. Согласно постулатам современного либерализма, именно такой деятельностью должна ограничиваться роль государства и в наши дни.

    На  этапе монополистического капитализма  происходит заметное усиление вмешательства  государства в экономику. Прежде всего такое вмешательство было обусловлено политикой колониальных захватов и подготовкой к войнам за передел мира. В этой связи государство занималось размещением военных заказов, доля которых в совокупном спросе заметно росло, обеспечивало военно-политическими и дипломатическими методами благоприятные условия для вывоза капитала национальными монополиями, регламентировало условия труда и жизни трудящихся.

    Великий кризис 1929 - 1933 гг., происходивший одновременно с ускоренным развитием плановой экономики СССР, положил начало современному этапу взаимодействия государства и рыночной экономики. Произошло усиление государственного вмешательства в экономику, и стала проводиться антикризисная политика. В 1930-е гг. в США "новый курс" Ф. Рузвельта, включавший централизацию бенковской системы, запрет вывоза золота из страны, государственный контроль над ценами, государственное кредитование сельского хозяйства, позволил вывести страну из кризиса.7 Тем самым в США (и параллельно в Швеции) начала формироваться система государственного регулирования экономики. После Второй мировой войны эта система возникла и в других странах с рыночной экономикой. На основе этой системы в европейских странах начала складываться "социальная рыночная экономика", в которой государство становится необходимым и активным субъектом не только экономической, но и социальной жизни. 
     

    2.2. Причины государственного регулирования экономики 

    Обращение к истории взаимодействия государства  и рыночной экономики позволяет  выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования  экономики.

    1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

    2. Усиление  общественного характера производства  товарных благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического  развития, особенно в периоды  кризисов. Возникает необходимость  централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты - население, фирмы, банки - являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

    Например, мы знаем, что население во время  кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

    3. Возникновение  отрицательных внешних эффектов  рынка, именуемых экстерналиями.  Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.8

    Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде - социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

    К социальным экстерналиям можно отнести такие  явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

    Экологические экстерналии обусловлены тем, что  рыночный механизм вынуждает предприятия  снижать издержки производства, в  том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

    4. Важным  фактором государственного регулирования  экономики является научно-технический  прогресс (НТП). Реализация многих  достижений НТП требует огромных  капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

    5. Государству  необходимо вмешиваться в экономику  и в связи с тенденцией к  монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

    Рынок становится все более несовершенным  и государство через антимонопольную  политику стремится препятствовать этой тенденции.

    6. Наконец,  государственное регулирование  развивается и под воздействием  ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

    В целом  государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений. 
     

    2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики 

    К середине ХХ в. необходимость государственного регулирования рыночной экономики была обеспечена соответствующими возможностями.

    К таким  возможностям прежде всего следует  отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность и денежные средства, которыми располагает государство.

    Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У  государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до Первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3 - 10%.

    Не  произошло радикальных изменений  и после войны, если не считать  СССР, где экономика стала плановой. Ситуация коренным образом изменилась после Второй мировой войны. Объектами государственной собственности стали многие промышленные и транспортные предприятия, связь, банки, научные и учебные заведения, учреждения здравоохранения, часть жилищного фонда, объекты коммунального хозяйства, земли, лесные угодья. Правда, если брать долю государства в общих средствах производства, то в разных странах она различна: в США эта доля (без собственности Пентагона) составляет примерно 2%, в Англии -8 - 10%, в ФРГ - свыше 20%, в Японии и Франции - около 30%. Высокий удельный вес государственной собственности явился одним из оснований для характеристики экономик многих западных стран как смешанных.

    Расширению  государственной собственности  способствовала Вторая мировая война, которая обусловила возникновение  многих крупных военных заводов.

    В некоторых  странах после войны произошла  национализация, то есть передача в  собственность государства ряда частных предприятий.

    Заметную  роль в расширении государственной  собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.

    Речь  идет о ядерной энергетике, авиастроении, ракетостроении, развитие которых было обеспечено государством.

    Поскольку НТР потребовала новой рабочей  силы, то государству пришлось взять  на себя развитие образования, здравоохранения, социальное обслуживание.

    Обострение  международной конкуренции обусловило в некоторых странах банкротство  целых отраслей, имевших общенациональное значение: угольная и газовая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт. Их сохранением и развитием было вынуждено заняться государство.

    Кроме того, государству пришлось пойти  на национализацию некоторых предприятий, обладавших естественной монополией: железнодорожный транспорт, энергетика, связь.

    В формировании государственного сектора большую  роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный  сектор получил денежные средства для  своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики: необходимость и возможности