Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:57, реферат

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы рынка труда 4
1.1 Сущность и теории рынка труда 4
1.2 Классификация рынков труда 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда 7
2. Государственное регулирование рынка труда 7
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования 7
2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда 8
2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 10
2.4 Способы регулирования рынка труда 13
2.5 Инструменты государственного регулирования 14
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат2.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Большинство экономистов  полагают, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда  может быть смягчена только с помощью  комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей  недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т.п.

Меры косвенного регулирования  рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Менять ситуацию на рынке  труда в нужную сторону, т.е. регулировать его можно, воздействуя на отдельные  факторы. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:

  • Профессионально – квалификационного состава рабочих требованиями к их профессиональному уровню, которое предъявляется на вакантном рабочем месте.
  • Характеристик рабочих мест (условия труда и содержание, заработная плата и т.д.) и возросших запросов незанятой части экономически активного населения.

Территориального размещения свободных рабочих мест и незанятой  части экономически активного населения.

Есть два типа регулирования  рынка труда:

1. Пассивное регулирование – когда объектом внимания становится рабочая сила, уже по1авшая на рынок труда и активно ищущая перемещение, т.е. мероприятия, касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство.

2. Активное регулирование – направленно на предупреждение безработицы, т.е. мероприятия, имеют упреждающий характер.

Ведущая роль в регулировании  рынка труда принадлежит федеральной службе занятости, совместно с местными органами служба занятости заботится о выработке региональной программе занятости.

Регулирующая функция  государства осуществляется через:

  • Пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, условия труда, формы трудоустройства и т.д.;
  • Установление минимальной заработной платы;
  • Организация системы подготовки и переподготовки населения;
  • Социальная защита малоимущих слоев населения и высвобождаемых с производства работников;
  • Контроль над управлением безработицы;
  • Разработка федеральной программы занятости.

 

2.4 Способы регулирования рынка труда

 

Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные  и долгосрочные прогнозы занятости  населения по отдельным территориям  и разрабатываются по их результатам  соответствующие программы для  регулирования рынка рабочей силы.

Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования  предложения рабочей силы, которые  в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.

Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и в  основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

 

2.5 Инструменты государственного регулирования

 

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемого во многих странах с  развитой рыночной экономикой. Во - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования  рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что  те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Экономика: учебник / под редакцией А.И. Архиповой, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаковой. М: ПРОСПЕКТ, 1999. 800 с.
  2. Экономика труда. Социально трудовые отношения: учебник / под редакцией Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М: ЭКЗАМЕН, 2006.
  3. Котляр А.Н. О понятии рынка труда / Вопросы экономики.1998.
  4. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. / под редакцией Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П. Мельникова. Челябинск, 1994 - 91 с.
  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика / Р.М. Нуреев. М.: Норма, 2008. 576 с.

 

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка труда