Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:57, реферат

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы рынка труда 4
1.1 Сущность и теории рынка труда 4
1.2 Классификация рынков труда 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда 7
2. Государственное регулирование рынка труда 7
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования 7
2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда 8
2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 10
2.4 Способы регулирования рынка труда 13
2.5 Инструменты государственного регулирования 14
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат2.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

РЕФЕРАТ по экономике  на тему:

 

 «Государственное регулирование рынка труда»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. АТС-09-1

 Бобков С. В.

 

Проверил:

 преподаватель

Могнонова Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011

 

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические основы  рынка труда

4

1.1 Сущность и теории  рынка труда

4

1.2 Классификация рынков  труда

5

1.3 Механизм функционирования  рынка труда

7

2. Государственное регулирование рынка труда

7

2.1 Предложение труда  как объект государственного  регулирования

7

2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

8

2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

10

2.4 Способы регулирования  рынка труда

13

2.5 Инструменты государственного регулирования

14

Заключение

15

Список литературы

16


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В сложных условиях переходного  периода, когда в стране формируются  рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ  составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально - ориентированной экономики.

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет  к несомненному улучшению рынка  труда и его благосостояния.

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

Данная тема весьма актуальна  в наше время, поскольку занятость  представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.

Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть  его специфику и особенности, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

 

1.1 Сущность и теории рынка труда

 

Рынок труда – важнейшая  составная часть в системе  факторов производства, условий экономической  жизни общества, рынок труда выполняет  многосторонние функции: именно на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма и другие условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможности повышения квалификации работников и др.

Рынок труда – это  особая экономическая категория, которая представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств (заработная плата) необходимых для воспроизводства рабочей силы. В роле продавца с предложением рабочей силы выступает население, а в роле покупателя со спросом на рабочую силу выступает работодатель.

Рынок труда выполняет  две основные социально-экономические  функции: распределение людских  ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности, т.е. максимизации производительности, отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке.

Труд – наиболее сложный  в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и имеет цену, которая зависит от индивидуальных способностей человека и конкуренции на рынке труда.

По отношению к рынку  труда население делится на категории:

  1. Экономически активное население – та часть населения, которая обеспечивает предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себя и занятых и безработных. К занятым относятся лица обоего пола, трудоспособного возраста, которые в данный период: выполняют работу на условиях найма за вознаграждение (заработная плата) либо полный, либо не полный рабочий день; временно отсутствующие на работе по причине болезни, отпуска и т.д.; выполняют работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица обоего пола, трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период: не имеют работы; занимаются поисками работы, т.е. обращаются в государственную службу занятости, либо самостоятельно, либо предпринимают шаги к организации собственного дела; готовы приступить к работе немедленно.
  2. Экономически неактивное население – это население страны, которое по ряду объективных причин не может выступить на рынке труда с предложением рабочей силы (дети, нетрудоспособные инвалиды и неработающие пенсионеры).

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.). Задача руководителя – оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям. Во многих случаях работники не достигают желаемых результатов в труде, разочаровываются в своей работе только потому, что они не прошли профотбор, им не оказали помощи в профессиональной ориентации.

Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)

Рынок труда, как и  любой товарный рынок, развивается  по законам спроса и предложения.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятого населения плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.

Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.

 

1.2 Классификация рынков труда

 

Виды рынков:

  1. Федеральный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы на территории России в целом. До недавнего времени Федеральный рынок носил замкнутый характер: его участниками было в основном население страны. В последние годы более тесными стали взаимосвязи Федерального и международного рынков труда (экспорт и импорт рабочей силы). Экспорт рабочей силы характеризуется наиболее высокими квалификационными характеристиками и, в общем, наносит ущерб народному хозяйству и культуре. Импорт рабочей силы характеризуется низкими профессионально - квалификационными характеристиками.
  2. Территориальный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения на те профессии, которые необходимы на данной территории. Выделяют 2 подвида:
  • Первичный рынок – когда человек впервые вступает в трудовую жизнь, имея одну специальность.
  • Вторичный рынок. На территориальном рынке возможна ситуация, что спроса по первичной профессии не наблюдается и необходима переподготовка кадров, т.е. приобретение второй профессии.
  1. Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессии данной отрасли. Он характеризуется соотношением спроса и предложения по отдельным профессиям, т.е. профессиональный рынок труда.
  1. Внутризаводской (внутрифирменный) рынок труда – главная характеристика состоит в том, что соотношение спрос-предложение реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже занятых работников. Перераспределение рабочей силы внутри предприятия называемое внутризаводским движением рабочей силы способствует удовлетворению потребностей в рабочей силе, а с другой стороны реализации личных стремлений рынка.

 

 

1.3 Механизм функционирования рынка труда

 

Незанятое население из числа экономически активного, пройдя обучение в соответствующей профессионально - образовательной структуре, оказываются на первичном рынке труда. Устроившись работать на капитал предприятия, человек получает рабочее место и считается занятым. В случае ухудшения экономического положения предприятия, а также по объективным причинам снижается потребность предприятия в рабочей силе. И тогда часть работников, с их согласия переходит на режим неполной занятости, продолжая при этом считаться занятыми. Часть работников увольняется, возвращаясь на первичный рынок труда. В это время на рынке труда возможна ситуация, что спроса по первичной специальности не будет, и возникает необходимость в переподготовке и поиску работы уже по новой специальности. Для временной занятости практикуется привлечение участников первичного и вторичного рынков труда к общественным работам. Находясь длительное время на первичном либо вторичном рынке и не найдя работу человек может перейти в категорию безработных, а также в категории экономически неактивного населения (см. приложение 1).

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

 

2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования

 

С точки зрения активной борьбы с  безработицей наиболее важными представляются те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство так таковое. Хотя, на первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их взаимодействия на рынок труда очень велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, как на национальном рынке труда в целом, так и в его территориальных и отраслевых подсистемах. К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:

1) программы общественных работ;

2) субсидирование занятости;

3) финансово - кредитное воздействие  на рынок труда.

Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения труда. Естественной основой масштабов  предложения труда является численность трудовых ресурсов общества, которая формируется под влиянием процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения. Однако даже самый прогрессивный мировой опыт разработки и осуществления демографической политики свидетельствует об иных целях и приоритетах, чем наращивание численности именно трудовых ресурсов. Возможно, причиной этого является продолжительный временной шаг между мерами, направленными на повышение (или сокращение) уровня рождаемости и вступлением в трудоспособный возраст тех людей, чье рождение явилось реакцией их родителей на меры демографической политики. Что же касается попыток снижения уровня смертности населения, особенно в дорабочем и рабочем возрасте, то решение этой проблемы лежит за пределами демографической политики как таковой, потому что причины, порождающие высокий уровень смертности населения, формируются на макроуровне.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда