Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:57, реферат
Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.
Введение 3
1. Теоретические основы рынка труда 4
1.1 Сущность и теории рынка труда 4
1.2 Классификация рынков труда 5
1.3 Механизм функционирования рынка труда 7
2. Государственное регулирование рынка труда 7
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования 7
2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда 8
2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 10
2.4 Способы регулирования рынка труда 13
2.5 Инструменты государственного регулирования 14
Заключение 15
Список литературы 16
«Государственное регулирование рынка труда»
Выполнил:
студент гр. АТС-09-1
Бобков С. В.
Проверил:
преподаватель
Могнонова Т. А.
Иркутск, 2011
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретические основы рынка труда |
4 |
1.1 Сущность и теории рынка труда |
4 |
1.2 Классификация рынков труда |
5 |
1.3 Механизм функционирования рынка труда |
7 |
2. Государственное регулирование рынка труда |
7 |
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования |
7 |
2.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда |
8 |
2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда |
10 |
2.4 Способы регулирования рынка труда |
13 |
2.5 Инструменты государственного регулирования |
14 |
Заключение |
15 |
Список литературы |
16 |
ВВЕДЕНИЕ
В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально - ориентированной экономики.
Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.
В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.
Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1.1 Сущность и теории рынка труда
Рынок труда – важнейшая составная часть в системе факторов производства, условий экономической жизни общества, рынок труда выполняет многосторонние функции: именно на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма и другие условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможности повышения квалификации работников и др.
Рынок труда – это особая экономическая категория, которая представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств (заработная плата) необходимых для воспроизводства рабочей силы. В роле продавца с предложением рабочей силы выступает население, а в роле покупателя со спросом на рабочую силу выступает работодатель.
Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности, т.е. максимизации производительности, отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке.
Труд – наиболее сложный
в своем использовании
По отношению к рынку труда население делится на категории:
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.). Задача руководителя – оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям. Во многих случаях работники не достигают желаемых результатов в труде, разочаровываются в своей работе только потому, что они не прошли профотбор, им не оказали помощи в профессиональной ориентации.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятого населения плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.
Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.
1.2 Классификация рынков труда
Виды рынков:
1.3 Механизм функционирования рынка труда
Незанятое население из числа экономически активного, пройдя обучение в соответствующей профессионально - образовательной структуре, оказываются на первичном рынке труда. Устроившись работать на капитал предприятия, человек получает рабочее место и считается занятым. В случае ухудшения экономического положения предприятия, а также по объективным причинам снижается потребность предприятия в рабочей силе. И тогда часть работников, с их согласия переходит на режим неполной занятости, продолжая при этом считаться занятыми. Часть работников увольняется, возвращаясь на первичный рынок труда. В это время на рынке труда возможна ситуация, что спроса по первичной специальности не будет, и возникает необходимость в переподготовке и поиску работы уже по новой специальности. Для временной занятости практикуется привлечение участников первичного и вторичного рынков труда к общественным работам. Находясь длительное время на первичном либо вторичном рынке и не найдя работу человек может перейти в категорию безработных, а также в категории экономически неактивного населения (см. приложение 1).
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1 Предложение труда как объект государственного регулирования
С точки зрения активной борьбы с безработицей наиболее важными представляются те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство так таковое. Хотя, на первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их взаимодействия на рынок труда очень велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, как на национальном рынке труда в целом, так и в его территориальных и отраслевых подсистемах. К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:
1) программы общественных работ;
2) субсидирование занятости;
3) финансово - кредитное воздействие на рынок труда.
Несколько иной характер носят меры
государственного регулирования, направленные
на корректировку предложения
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда