Государственное регулирование рынка труда

Автор: s****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – понять, почему у нас сложился именно такой рынок труда, какие проблемы стоят сейчас наиболее остро, какие меры необходимы для устранения этих проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………..3
Понятие рынка труда и рабочей силы…………………………………3
Спрос на труд, предложение труда, их равновесие…………………..4
Внутренний рынок труда………………………………………………..7
Особенности Российского рынка труда…………………………………8
Недостаток спроса и ограниченность предложения на российском
рынке труда………………………………………………………………13
Глава 2. Причины и формы безработицы…………………………………....17
Сущность безработицы……………………………………………….....17
Формы безработицы, её причины и последствия………………………18
Занятость в России………………………………………………………20
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда……………………..22
Основные направления регулирования рынка труда………………...22
Биржа труда и частные посреднические фирмы……………………….23
регулирование рынка труда в России…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      Большинство граждан предпочитают устраиваться через частные посреднические фирмы. Я считаю, что это происходит потому, что эти организации заинтересованы в трудоустройстве безработных, они за это получают деньги от предприятия, куда устроили работника, и шанс найти в более короткие сроки более достойную работу выше. 

    1. Регулирование рынка труда в России.
 

      Основные  положения российской модели защиты от безработицы закреплены в законе «О занятости населения Российской Федерации», принятом в июле 1991 года и действующем в настоящее время.

      Здесь действуют две системы: материальная поддержка безработных и социальная помощь. К материальной поддержке  относится выплата пособия по безработице в соответствии с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости. Социальная помощь предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для впервые выходящих на рынок труда или выходящих после длительного перерыва; социальные пособия семьям в форме ежемесячных выплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных. Размер этих доплат зависит от размера минимальной заработной платы и от прожиточного минимума.

      В период реализации этой программы возник ряд проблем: несоответствие поставленных целей финансовым возможностям государства, несовместимость модели защиты от безработицы с реформами, начавшимися в России в 1992 году.

      Последствия начавшихся проблем (1996 – 2001 гг.):

  1. Длительные задержки выплат пособий по безработице (до 2 лет).
  2. Сокращение размера выплачиваемых пособий.
  3. Выплаты пособий в виде товаров и услуг.
  4. Сведение к минимуму программы досрочных пенсионеров.
  5. Увеличение масштабов и углубление бедности семей безработных.

      Российская  система защиты от безработицы после попытки её реформирования в 2001 году стала ориентирована на выплаты максимально возможному числу граждан.

      Для развития в России системы защиты от безработицы необходимо, по мнению Т. Четверниной, принять следующие  меры:

  • Нужно отказаться от единственного источника финансирования системы защиты от безработицы, будь то Фонд занятости или федеральный бюджет. Финансирование материальной поддержки безработных и активных программ должно осуществляться из различных, не пересекающихся друг с другом, источников.
  • Следует ввести систему страхования от безработицы. Объектами страхования должны стать граждане, работающие по найму, которые  будут уплачивать страховые взносы в созданный Фонд страхования от безработицы, в случае наступления безработицы эти объекты смогут получить страховое пособие.
  • Необходимо повысить статус государственной службы занятости как ключевого института национальной системы защиты от безработицы.
  • При отборе активных программ следует, с одной стороны, опираться на общую стратегию политики занятости государства, а с другой – учитывать потребности национальных рынков труда.
 
 

Заключение. 

      Любые реформы, проводимые на рынке труда, влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

      Чем «жестче» законы Трудового Кодекса (по поводу найма и увольнения работников), тем выше издержки работодателя. Штрафы за нарушение законов сравнительно ниже тех издержек, которые возникают при их соблюдении. Для работодателя выгодно несоблюдение законодательных трудовых норм. Из-за этого всё чаще используются различные виды неформальных трудовых отношений.

      Исходя  из выше сказанного,  можно сделать  вывод, что сейчас необходимо пересмотреть положения трудового законодательства. Нужно повысить издержки за нарушение  закона и снизить издержки, вмененные Трудовым Кодексом.

      Затраты на наем и увольнение работников являются препятствием для создания новых  рабочих мест при увеличении спроса. В то же время снижение издержек найма и увольнения позволяет  избавиться от малопроизводительных и  менее квалифицированных работников. За счет этого может повысится зарплата у квалифицированных работников, и появится возможность создания новых рабочих мест для молодых специалистов.

      Безработные, занятые по найму у частных  лиц и занятые в неформальном секторе не защищены законом. Им очень сложно устроиться в формальном, защищенном законом секторе. Эти категории граждан заинтересованы в реформировании трудовых отношений, которое будет стимулом для создания новых рабочих мест в формальном секторе.

      Итак, благодаря снижению издержек по найму и увольнению работников произойдет снижение безработицы, сокращение её продолжительности, увеличение формальной занятости и соответствующей оплаты труда, рост налоговых поступлений от работников формального сектора. Что в целом хорошо и для всего общества.

      Но  есть и отрицательные последствия  такого реформирования (снижения издержек):

  1. Возрастает риск потери работы для менее квалифицированных работников.
  2. Усиливается разделение в оплате труда.
  3. Ослабляется влияние профсоюзов.

      С политической точки зрения воплотить эту реформу в жизнь не так легко. Это обусловлено целым комплексом взаимосвязанных проблем. Их суть: издержки реформирования рынка труда намного выше, чем издержки ныне действующего закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список. 

    1. Макроэкономика: учебник для ВУЗов/ Г.С.Вечканов, Г..Р.Вечканова. – СПб.: Питер, 2002. –  432 с.
    2. Экономическая теория: учебник ВЗФЭИ/ под редакцией И.П.Николаевой.- М.: Финстатинформ,1997.- 399 с.
    3. Ю.Одегов, Г.Руденко. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений.// Вопросы экономики. – 2004. - № 3. – С. 106.
    4. Р. Капелюшников. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики. – 2003. - № 4. – С. 84.
    5. В. Гимпельсон. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда// Вопросы экономики. – 2004. - № 3. – С. 76.
    6. Основы экономики: учебник для ССУЗов/ Е.Ф.Борисов. – М.: Юристъ, 2002. – 336 с.
    7. В. Гимпельсон. Большие неформалы// Эксперт. – 2004, 22-28 марта. - № 11.- С.66.
    8. Экономика: учебник для ВУЗов/ под редакцией А.С.Булатова. – М.: Юристъ,2002. –  896 с.
    9. Т. Четвернина. Российская модель защиты от безработицы в контексте мирового опыта// Вопросы экономики. – 2002. - №11. – С.74.
    10. В. Гимпельсон. Политическая экономия дерегулирования занятости// Вопросы экономики. – 2003. - № 4. – С. 89.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда