Государственное регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа земельных отношений, приняты основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновении ряда положительных тенденций. Главная цель курсовой работы - определить производство зерна и пути повышения рентабельности Костанайского элеватора ОАО «Мелькомбинат».

Содержание

Введение
1 Теоритические основы государственного регулирования аграрного сектора экономики Казахстана
Объективная необходимость и принципы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
Методы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
Государственное регулирование деятельности предприятий, занятых в производстве продовольственного сырья
Реформа системы государственного управления экономикой в Казахстане
Ожидания от административной реформы и ее результаты
Регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья. Желания и возможности
Формирование аграрно-экономических основ продовольственной безопасности Казахстана
Перспективы и особенности развития сельского хозяйства Казахстана
Тенденции и особенности развития сельскохозяйственного производства
Перспективы совершенствования аграрного бизнеса в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

peredel.docx

— 181.52 Кб (Скачать)

Кроме этого проведение реформы  монетаристскими методами за последние годы усугубило и ранее существовавшую монополию "на входе" в аграрный сектор промышленности, производящей сельскохозяйственную технику. Этот монополизм выражался, прежде всего, в диспаритете цен. Последний вместе с общим дефицитом финансовых ресурсов в хозяйствах, нарушением сложившихся горизонтальных и вертикальных связей между промышленностью и сельским  хозяйством существенно сократил закупки сельскохозяйственной техники и оборудования. Сохранение подобной тенденции в республике 2-3 года может привести к подрыву материально-технической базы аграрного сектора экономики. Ситуация осложняется еще и тем, что рост цен на энергоносители и горюче-смазочные материалы постоянно опережает рост цен на сельскохозяйственную продукцию.


Опыт развитых стран показал, что рыночные отношения самостоятельно не в силах осуществить структурные преобразования в экономике, а также обеспечить стратегические прорывы в науке и технологии. Рынок не дает должного эффекта в ситуациях, когда испытывается потребность в осуществлении крупных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости. Здесь невозможно обойтись без помощи и участия государства, которое стимулирует HTTI и определяет структурную политику. Опыт этих же стран свидетельствует, что в условиях кризиса и обострения проблем сельскохозяйственного производства государство применяет довольно жесткие прямые административные методы, согласованные с хозяйствующими субъектами. Например, в США в 1933г. была введена система обязательного контроля за производством сельскохозяйственной продукции, в том числе за посевными площадями, маркетинговые квоты и другие меры, направленные на регламентацию сельскохозяйственного производства государством. В 1936 году эта мера была объявлена антиконституционной, хотя она сыграла свою существенную роль. Произошло выравнивание спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, приняты меры защиты сельского хозяйства от монополизма промышленности, государство ввело паритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства и определило в связи с этим систему поддержки фермерских доходов и цен.

 Эффективность регулирования прямо пропорциональна силе государственной власти. Действенность инструментов и методов воздействия на функционирование рыночных отношений во многом определяется способностью органов управления и власти владеть обстановкой и контролировать ее. Переходное состояние экономики Казахстана в целом, кризис, испытываемый сельским хозяйством в частности, требуют не только косвенного, но и прямого вмешательства государства. Однако здесь необходимо особо подчеркнуть, чтобы решения, принимаемые государством, в лице его экономических органов были детально продуманы, учитывали специфику различных сельскохозяйственных регионов республики, реально могли воздействовать на процессы формирования рыночных структур.

Главной задачей государственного регулирования рыночных отношений в

сельском  хозяйстве является создание конкурентной Среды, обеспечивающей трансформацию самого аграрного сектора на рыночные рельсы. Вся совокупность проблем анализируемого сектора экономики Казахстана определяет основные принципы регулирования.

Определяющая роль в регулировании  аграрных отношений принадлежит аграрному законодательству. Причем, забота о сельском труженике имеет правовое закрепление практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. Например, при подписании Римского договора в 1957 году был зафиксирован принцип, обеспечивающий условия, при которых доход крестьян в странах ЮС был не меньше доходов других трудящихся, а программы поддержки сельского хозяйства направлены как на увеличение его производственного потенциала, так и на улучшение социальных условий жизни сельского населения.

Следует отметить, что в  странах с развитой рыночной экономикой материальной основой регулирования являются государственные ресурсы.

Аграрный протекционизм. Защита национального сельскохозяйственного производства осуществлялась различными развитыми и менее развитыми странами в самые разные времена. Реализация этого принципа осуществляется в двух направлениях.

Первое состоит в том, чтобы защитить сельское хозяйство, а также зарождающиеся в нем рыночные отношения, от других отраслей народного хозяйства. Следует подчеркнуть, что без такого межотраслевого протекционизма аграрного сектора, определенные предпосылки, созданные в нем для перехода к рыночным отношениям не будут реализованы. Кроме этого, сохранение монополизма "на входе” в аграрный сектор и "на выходе" из него подавляют и без того низкую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства. Поэтому на данном этапе развития рыночных отношений в сельском хозяйстве вполне объективно существует необходимость такой протекции- Значимость последней особенно возросла в связи с монетарными методами реализации аграрной реформы на ее первом этапе.

Например, в США на развитие сельского хозяйства ежегодно выделяется из федерального бюджета свыше 60 млрд. долларов, что составляет около 5% федеральных расходов [65]. В большинстве стран мира рынок сельскохозяйственной продукции защищен политикой протекционизма.

Второе заключается в  том, чтобы защитить национальное сельскохозяйственное производство от экспансии зарубежных сельскохозяйственных товаров. Импорт зарубежной сельскохозяйственной продукции даже менее дешевой и более высокого качества отрицательно сказывается на финансово- экономическом состоянии местных хозяйствующих субъектов и отвлекает ограниченные национальные валютные ресурсы от инвестирования в аграрном секторе экономики. Рост импорта зарубежной сельскохозяйственной продукции и продовольствия сузит возможности развития аграрного сектора также предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Кроме этого импорт этой продукции угрожает продовольственной безопасности Казахстана.

Следующим важнейшим принципом  государственного регулирования, имеющим  особую актуальность в условиях формирования рыночных отношений в Казахстане, является принцип сочетания экономических и социальных целей [64]. Следует заметить, что за годы Советской власти зачастую этот принцип нарушался. Значительные государственные ресурсы были направлены на решение экономических задач, проблемы же производственной и социальной инфраструктуры, социального развития самого человека были отодвинуты на второй план. Сейчас, к сожалению, в республике в ее официальных органах власти еще не сложилось четкое понимание того, что государственное регулирование, направленное на формирование рыночных отношений для решения только экономических задач, должного долговременного эффекта не дает. Это может превратиться в очередную компанию, ошибочность которой будет признана позже. При этом необходимо учесть, что все органы власти представлены в Казахстане прежними "партийными товарищами", стереотип мышления которых остался прежним по сути, а внешняя оболочка представлена заботой о создании социально-ориентированной рыночной экономики. Поэтому особое значение приобретают социальные цели этого регулирования, когда оно объективно учитывает сложившиеся ценностные ориентации аграрного населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические, национальные особенности и менталитет сельского населения Казахстана.

Важным принципом государственного регулирования является ответственность всех хозяйствующих субъектов перед обществом {государством) за производство необходимой сельскохозяйственной продукции и ее качество, уплату налогов за землю и других, а также четкое выполнение необходимых нормативных требований землепользования и землевладения. Следует отметить, что этот принцип регулирования эффективно действует в странах с развитой рыночной экономикой и способствует созданию прогрессивной социально-экономической структуры аграрного производства. К сожалению, в Казахстане многими хозяйствующими субъектами действие этого принципа игнорируется отсутствием четкого аграрного законодательства. Кроме этого, они просто не выполняют экономико-правовые нормы этих законодательств и в условиях правового беспредела ответственности за это не несут. Например, фермер (крестьянин) в целях получения максимальной прибыли нарушил севооборот  полей. Во-первых, на бескрайних полях Казахстана это трудно обнаружить. Во-вторых, несовершенство аграрного законодательства не позволяет его соответствующим образом проконтролировать и наказать. В таких условиях сплошь и рядом происходит нарушение этого принципа государственного регулирования, вследствие чего эффект от него сводится к нулю.    

Следующим принципом является социальная защищенность фермерских (крестьянских) хозяйств. Государством осуществляется регулирование рыночных цен на сельскохозяйственные товары с целью поддержания доходов производителей на определенном уровне. На ряд важнейших продуктов государство устанавливает так называемые целевые (гарантированные) цены. Последние рассчитываются таким образом, чтобы фермерские (крестьянские) хозяйства могли получать доходы, обеспечивающие расширенное воспроизводство на различных по плодородию земельных участках.

Известно, что во многих странах в сельскохозяйственном производстве проводится структурная политика, направленная, прежде всего, на повышение рентабельности фермерских (крестьянских) хозяйств.

По-нашему представлению, с учетом трех крупных регионов в сельском хозяйстве Казахстана государственная структурная политика в землевладении и землепользовании должна быть направлена на оптимизацию размеров вновь образующихся хозяйств, как одного из условий увеличения их доходности и рентабельности. Выше в данной работе было сказано о том, что излишнее дробление ранее сложившихся совхозов и колхозов с определенной специализацией и достаточно развитой сетью производственной и социальной инфраструктуры должного эффекта в хозяйственной деятельности не дает. Поэтому было бы вполне закономерным на первых порах функционирования рыночных отношений в сельском хозяйстве оказать финансово-кредитную поддержку указанным хозяйствам, а не распылять ее по множеству вновь формирующихся хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики. Тем более следует подчеркнуть, что за последние 2 года темпы формирования фермерских (крестьянских) хозяйств в Казахстане снижаются, а их доля в производстве товарной сельскохозяйственной продукции весьма несущественна (около 3%). В условиях недостатка финансовых ресурсов государственная структурная политика должна быть направлена не на поддержку всех хозяйствующих субъектов, а только тех, которые эффективно работают.

Характерной особенностью кризисного состояния сельскохозяйственного  производства Казахстана является сосуществование  и сочетание элементов разнородных систем управления. С одной стороны, сохраняются директивные методы регулирования в условиях переходной экономики, распространяющиеся на вновь образованные хозяйствующие субъекты в целях сохранения продовольственной безопасности республики. С другой, - по мере создания реальной конкурентной Среды между ними и преодоления ранее указанного монополизма "на входе" и "на выходе" аграрного сектора все большее значение будет приобретать принцип индикативного регулирования, как наиболее адекватный формирующимся рыночным отношениям.

Особую значимость в становлении  и функционировании рыночных отношений в сельском хозяйстве Казахстана приобретает принцип программного регулирования, осуществляемый на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Программы макроэкономического характера определяют основные пропорции экономики в целом и ее различных отраслей. Они воздействуют на механизмы конкуренции и направлены на преодоление монополизма отдельных отраслей народного хозяйства, а также устранение диктата прежних административно-командных методов регулирования экономикой. Следует отметить, что пока на данном этапе переходного периода экономики функция программного управления в полной мере не выполняется. На макроэкономическом уровне программа определяет основные пропорции внутри отрасли и экономические условия хозяйствования между непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Естественно, что реализация принципа программного регулирования на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях не должна противоречить друг другу. В зависимости от главных целей программы подразделяются на следующие виды:

-межотраслевые, определяющие основные макроэкономические пропорции;

-отраслевые, направленные на выполнение задач отдельных отраслей либо сфер агропромышленного комплекса;

-сырьевые (товарные), регулирующие рыночные механизмы производства и сбыта того или иного продукта;

-функциональные, ориентированные на выполнение главных задач государственного регулирования АПК (инвестиционные, научно-технические и т.п.);

-региональные, включающие совокупность мер, поддерживающих и стимулирующих развитие сельскохозяйственного производства отдельных областей и регионов Казахстана.

Программное регулирование в сельском хозяйстве существенно отличается от прежних планов социально-экономического развития советского периода. Во-первых, прежние планы были обязательными для всех государственн<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d


Информация о работе Государственное регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья