Государственное регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа земельных отношений, приняты основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновении ряда положительных тенденций. Главная цель курсовой работы - определить производство зерна и пути повышения рентабельности Костанайского элеватора ОАО «Мелькомбинат».

Содержание

Введение
1 Теоритические основы государственного регулирования аграрного сектора экономики Казахстана
Объективная необходимость и принципы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
Методы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
Государственное регулирование деятельности предприятий, занятых в производстве продовольственного сырья
Реформа системы государственного управления экономикой в Казахстане
Ожидания от административной реформы и ее результаты
Регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья. Желания и возможности
Формирование аграрно-экономических основ продовольственной безопасности Казахстана
Перспективы и особенности развития сельского хозяйства Казахстана
Тенденции и особенности развития сельскохозяйственного производства
Перспективы совершенствования аграрного бизнеса в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

peredel.docx

— 181.52 Кб (Скачать)

Государственное регулирование  рынка пищевых продуктов и  продовольственного сырья

Введение

1 Теоритические основы  государственного регулирования  аграрного сектора экономики  Казахстана

    1. Объективная необходимость и принципы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
    2. Методы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья
    3. Государственное регулирование деятельности предприятий, занятых в производстве продовольственного сырья
  1. Реформа системы государственного управления экономикой в Казахстане
    1. Ожидания от административной реформы и ее результаты
    2. Регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья. Желания и возможности
    3. Формирование аграрно-экономических основ продовольственной безопасности Казахстана
  2. Перспективы и особенности развития сельского хозяйства Казахстана
    1. Тенденции и особенности развития  сельскохозяйственного производства
    2. Перспективы совершенствования аграрного бизнеса в условиях усиления конкурентной борьбы

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За годы независимости аграрный сектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформа  земельных отношений,  приняты  основные нормативные акты, регулирующие комплекс правовых вопросов на селе; произошел  переход от колхозно-совхозной системы  хозяйствования к закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные  условия для функционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе, но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в  возникновении ряда положительных  тенденций. Развитие отечественного аграрного  сектора было признано правительством приоритетным, в результате чего 2003-2005 г. г. были объявлены годами возрождения  аула, разработаны "Государственная  агропродовольственная программа  Республики Казахстан на 2012-2015 годы" и "Государственная программа  развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы". Основной целью Агропродовольственной программы  явилось обеспечение продовольственной  безопасности республики на основе формирования эффективной системы АПК и  производства конкурентоспособной  продукции, формирование эффективной  системы агробизнеса.

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного  рынка труда. Становление сельскохозяйственного  рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости  предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной  политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного  труда; информированность сельского  населения и его мобильность  в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов  регулирования аграрного рынка  труда. Проводимая в настоящее время  в республике государственная политика занятости сельского населения  является, по сути своей, пассивной, преимущественно  концентрируясь на мерах временного сдерживания безработицы. Несмотря на положительные результаты государственных  мероприятий по обеспечению занятости  населения, уровень безработицы  остается достаточно высоким, особенно в сельских регионах страны. Отсутствие необходимых социально-экономических  условий, минимальной материальной базы не дают основании повсеместно  ожидать эффективного высокодоходного  сельхозпроизводства продовольствия и сырья. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что  сельскохозяйственное производство является мировоззрением людей, их образом и  стилем жизни, способом существования  в неразрывной связи с природой. Экономические реформы, приведшие  к либерализации экономической  деятельности и возросшим возможностям выбора форм хозяйствования, способствовали возрождению крестьянских хозяйств. Практическое изменение действительности началось с принятия ряда законов  в советский период времени и  с принятием после приобретения Республикой Казахстан независимости  таких законов как Закон РК "О сельском хозяйстве", Закон РК "О земельной реформе", Закон РК "Об индивидуальном предпринимательстве", Закон РК "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указы Президента РК "О земле" и "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений", Закон РК "О крестьянскомхозяйстве" и Земельный Кодекс КазССР. [1] Принятая в марте 1998 г. новая редакция Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" учитывала изменения в гражданском и земельном законодательстве. Процессы реформирования экономической системы Республики Казахстан сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). В системе АПК меняется характер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и обеспечение прибыльности производства муки имеет важное значение для обеспечения населения основным продуктом питания.

Объектом  курсовой работы является ОАО «Мелькомбинат» города Костаная. Предприятие работает рентабельно. Показатель рентабельности за период 2002-2005 годы изменялся с 29,58% до 20,80%. На основе этого можно сделать вывод, что у данного предприятия имеются резервы для повышения экономической эффективности.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • экономическая оценка реального состояния производства в целом;

-    определение факторов, влияющих на прибыльность производства муки;   -    выявление возможных путей повышения рентабельности производствамуки;

Главная цель курсовой работы - определить производство зерна и пути повышения рентабельности Костанайского элеватора ОАО  «Мелькомбинат».

 

5.1 Необходимость и принципы государственного регулирования рыночных отношений.

(1.1 Объективная необходимость и принципы государственного регулирования рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья)

Экономика Казахстана переживает переходный период. Осуществляется постепенный  и трудный переход от жестко централизованного  огосударствленного хозяйства к  рыночному. Объективная необходимость, а также его неотложность оказалась  бесспорной еще в рамках Советского Союза в конце 80-х годов.

Однако на начальном этапе развития переходных процессов определяющей была точка зрения свободного развития рыночных отношений. Считалось, что сельское хозяйство, как отрасль народного хозяйства в наибольшей степени приспособлена к рынку совершенной конкуренции и может обойтись без системы государственного регулирования. Но практика хозяйствования быстро показала несостоятельность такого подхода. Теперь в Казахстане четко сформировалось понимание того, что становление и функционирование рыночных отношений без государственного вмешательства и регулирования невозможно.

Анализируя экономическую теорию переходного периода и вмешательства  государства в экономику, профессор  А.Ноув отмечает: "Должно ли правительство придерживаться определенной политики и стратегии, предпринимать меры по стимулированию инвестиций и технического прогресса? Здесь Япония, Южная Корея, Тайвань могут служить примерами позитивной стратегии правительства, включая селективные протекционистские меры, льготные кредиты и т.п. Полезно обратить внимание наших "восточных" коллег на роль правительства в послевоенном восстановлении Западной Европы, например, в реализации плана Маршалла. Тогда экономика этих стран не была оставлена на произвол рыночных сил.

В посткоммунистических странах (а  Казахстан относится к ним - Ж.С.) пока очень мало источников частного финансирования и не развит рынок капитала, и, если государство уйдет из инвестиционной сферы, уровень инвестиций упадет, ниже восстановительного, чистые инвестиции станут отрицательными" [59]36.

Необходимость государственного регулирования  рыночных отношений  усиливается воздействием двух групп факторов.

К первой группе факторов относятся:

а) аграрный сектор как отрасль народного хозяйства по самой своей природе менее конкурентоспособен, что уже затрудняет формирование рыночных отношений в нем;

б) сельское хозяйство в существенной мере зависит от природно- климатических условий, особенно в зоне рискованного земледелия Казахстана. Поэтому возникает объективная необходимость образования и развития страховых фондов, регулируемых государством;

в) значительное влияние  определяется неустойчивостью цен  на сельскохозяйственную продукцию, систематическими их колебаниями не столько от погодно-климатичесикх  условий, сколько от продолжительности  производственного цикла, а также  конъюнктуры рынка и сезонного  характера конечной продукции сельскохозяйственного  производства. Следствием этого, как  показывает практика, является неустойчивость и колебание доходов хозяйствующих  субъектов в аграрном секторе;

г) известно, что этот сектор экономики отличатся высокой капиталоемкостью, более длительным сроком окупаемости по сравнению с другими отраслями, низкой прибыльностью капиталовложений. С этим связана малопривлекательность капиталовложений в эту отрасль, а усилия и инвестиции самих вновь образованных хозяйствующих субъектов пока явно недостаточны;

д) неравенство хозяйствующих субъектов в аграрном секторе по сравнению с другими отраслями производства, что вызывается самой спецификой сельского хозяйства, как отрасли с высокой степенью производственнохозяйственного риска и меньшей степенью концентрации и специализации производства, для продукции которой сохраняется диспаритет цен. Отмеченное неравенство было и остается в различных социально-экономических условиях и требует государственного вмешательства.

Вторая группа факторов связана  со степенью структурных и финансовых деформаций, а также особенностями переходного периода от жестко централизованной огосударствленной экономики к социально-ориентированной рыночной. За годы Советской власти в целом в Союзе, и в Казахстане в частности, образовалось такое экономическое и правовое пространство, которое не было ни экономически, ни психологически подготовлено к внедрению рыночных отношений. Сложилась такая система производственных отношений, при которой политика брала верх над экономикой, а команда сверху была "выше" принципов экономической целесообразности.

Аграрный кризис и осуществляемая реформа в Казахстане имеют структурную направленность. В дореформенный период определяющей формой регулирования всей экономики была государственная. Государство охватило все сферы экономической и социальной жизни, а сама степень огосударствления практиковалась в качестве одного из важнейших показателей социально-экономической зрелости производственно-экономического процесса. В советской модели экономики важнейшие решения принимало государство в лице его различных экономических органов. Здесь политические механизмы  брали верх над экономическими, а возможности влияния хозяйствующих субъектов на принимаемые решения были ограничены и отодвигались на второй план.

Первый этап (1992-1995 гг.) проводимой аграрной реформы в республике, свидетельствует,  что происходит обострение экономических противоречий и проблем, существовавших в допереходный период. Главными из них являются структурные проблемы, требующие вмешательства государства не только монетарными методами, сколько переориентацией инвестиций в сторону сельскохозяйственного производства, их строгий контроль, налоговые льготы и льготное кредитование для вновь образованных хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики и т.д. Либерализация цен на первом этапе реформы особенно на сельскохозяйственные машины и оборудование, энергоносители и горюче-смазочные материалы только усугубили ранее существовавшие противоречия. По-нашему представлению, этот монополизм промышленных предприятий в производстве сельскохозяйственной техники "на входе" в аграрный сектор сложился как результат жестко централизованной административно-командной системы и перегибов в решении исторической задачи индустриализации страны, когда решение проблем сельскохозяйственного производства откладывалось на второй план. Понятно, что проведение коренных отраслевых структурных сдвигов, а также создание адекватной разветвленной производственной и социальной рыночной инфраструктуры под силу только государству и является долговременной проблемой строительства социально-ориентированной рыночной экономики.

В этой связи справедливо отмечает А.Модин, что "остро назрела необходимость "вживления" в процессы становления рыночных отношений действительного организационного начала, в значительной мере возрождения регулирующего воздействия государства на развитие производства и обеспечение его социальной ориентации, на интеграцию экономики в систему международного разделения труда, на формирование кооперативных связей, инвестиционных и научно-технических ресурсов".

Первый этап реформы показал, что  осуществление социально- экономической  трансформации к рынку имеет  долговременный характер, а не 5 лет  как это указывалось в ряде публикаций. Его длительность определяется не только экономическими, но и социальными, историческими факторами, традициями и менталитетом сельского населения Казахстана. Социологический анонимный опрос сельского населения северного региона Казахстана свидетельствует, что только 5% трудоспособного населения желают работать самостоятельно в рамках крестьянских хозяйств. Помимо социального особую роль играет экономический фактор. В условиях нестабильной экономической ситуации, не только иностранные инвесторы отказываются вкладывать свои капиталы в сельскохозяйственное производство республики из-за низкой его доходности, но и сами жители села не особо стремятся создавать самостоятельные хозяйства.

Информация о работе Государственное регулирование рынка пищевых продуктов и продовольственного сырья