Государственное регулирование развития мирового сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:02, реферат

Описание работы

Формирование рыночной инфраструктуры на селе в современных экономических условиях проходит сложно и противоречиво. С одной стороны, реализуются целевые федеральные программы, призванные повысить эффективность сельскохозяйственного производства. В частности, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе», входящие в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1. Понятие, цели и задачи управления сельским хозяйством ……………. 4
2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в РФ…………………………………………………………………10
3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты ………………………………………….14
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..21

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 36.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовые основы  государственного регулирования  сельского хозяйства в Российской  Федерации

Вопросы производства и сбыта  сельскохозяйственной продукции регулирует аграрное законодательство. Его можно отнести к комплексным отраслям законодательства, как содержащее нормы гражданского, административного, финансового, земельного права и др. В научных кругах много лет продолжает обсуждаться вопрос о том, является ли аграрное законодательство самостоятельной отраслью, поскольку оно «перекрывается» законодательством других отраслей, не оставляющими для него отдельного места в системе законодательства. В Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, под № 090.060.000 в самостоятельный раздел выделено законодательство о сельском хозяйстве, а это и есть аграрное законодательство, включающее законодательство о государственном регулировании агропромышленного производства,  о сельскохозяйственных товаропроизводителях, об отраслях сельского хозяйства (животноводство, земледелие, растениеводство и т.п.) и договоры в сельском хозяйстве. На сегодняшний день существование отрасли аграрного законодательства определяется наличием ряда специфических для сельского хозяйства особенностей, связанных с вопросами законодательного регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственной безопасности страны, необходимостью государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и т.п. Дискуссии о необходимости принятия единого правового акта, например, в виде Основ сельскохозяйственного законодательства, в значительной степени утратили свою актуальность после принятия Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997), а также Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (2006) – основополагающего нормативного акта аграрного законодательства. В этом законе урегулированы вопросы государственной политики в области сельского хозяйства; формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развития социальной сферы села. Среди законодательных актов, регулирующих право собственности на земли сельскохозяйственного назначения и их оборот, отдельные виды агропромышленного производства, а также определяющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, вопросы охраны сельскохозяйственных земель и повышения их плодородия, финансирования, кредитования, налогообложения в АПК, следует указать: Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003), «О личном подсобном хозяйстве» (2003), «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998), «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (2001), «О мелиорации земель» (1996), «О племенном животноводстве» (1995), «О плате за землю» (1991) и др.

Действуют Федеральные целевые  программы «Социальное развитие села до 2010 года» и «Повышение плодородия почв России». Рассмотрим основные направления совершенствования аграрного законодательства. В период 2004 – 2008 годов в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год и  планом  Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере агарного законодательства, был поставлен ряд вопросов, которые должны найти отражение в перечисленных ниже законопроектах. Одной из актуальных задач, требующих скорейшего решения, является приведение актов аграрного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001-2010 годы, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации, принят комплексный Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Целью закона является нормативно-правовое обеспечение создания экономических  условий для развития сельского  хозяйства и аграрных рынков, определение форм  и методов государственной поддержки агропромышленного производства, повышение эффективности использования средств, выделяемых в Федеральном бюджете на АПК. Закон предусматривает определение и регулирование экономических условий функционирования аграрных рынков и агропромышленного производства в целом и его основной составной части - сельского хозяйства. В результате реализации закона сельскохозяйственные товаропроизводители получат устой­чивое нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с государством, а при их участии в целевых программах - гарантии взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мелиорации земель" разрабатывается Минсельхозом России. Изменения в Федеральный  закон "О мелиорации земель" направлены на приведение в соответствие с Земельным  кодексом Российской Федерации содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель. Проект призван учесть новые положения  и требования российского законодательства об охране плодородия почв, обеспечении  безопасности гидротехнических сооружений на мелиоративных системах, агрохимических мероприятиях при мелиорации, по другим вопросам регулирования правовых отношений  в области мелиорации земель.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  ветеринарии" предусматривает изменения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления в области  ветеринарии, установления правовых основ осуществления деятельности в данной области, а также регулирования деятельности ветеринарной службы, органов государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации в данной области. Внесение предлагаемых изменений должно повысить эффективность управления системой органов ветеринарии со стороны государства и расширить сферу возможностей государства контролировать процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции животного происхождения. Новая редакция Федерального закона призвана урегулировать основные вопросы деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, определить долгосрочную социальную политику государства по обеспечению граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства, созданию загородных баз отдыха индивидуального и семейного пользования.

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты

 

 Вглядываясь в будущее,  мы хотим понять: грозит ли  человечеству – в близкой или  отдаленной перспективе – массовый  голод, если уже сейчас от  него, по данным ООН, страдает  один миллиард человек? Хватит  ли сельскому хозяйству земельных,  водных и других природных  ресурсов, чтобы удовлетворить продовольственные  потребности каждого жителя планеты  на уровне не менее 2700 ккал  в сутки? Способны ли инновации  в сельском хозяйстве противостоять  опасным изменениям климата и  капризам природы? Наконец, какую  аграрную политику предстоит  выработать мировому сообществу  и каждой стране, чтобы обеспечить  высокоэффективное, устойчивое сельское  хозяйство?  Расчеты долгосрочных  прогнозов, разработанные совместно  специалистами Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) и ФАО, дают оценку рынков  основных сельскохозяйственных  продуктов на 10 лет вперед. Если  принять в качестве гипотезы, что в более далекой перспективе будут сохраняться те же тенденции и степень влияния различных факторов друг на друга, то можно построить сценарий развития ситуации в мировом сельском хозяйстве на основе существующих прогнозов. Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова в содружестве с Российско-немецкой высшей школой управления Академии народного хозяйства были разработаны варианты прогнозов развития мирового и российского сельского хозяйства на период до 2050 г. (исследование выполняется при поддержке проекта №08-02-00008а Российского гуманитарного научного фонда). В качестве предпосылок для данного прогноза были выдвинуты четыре гипотезы.

Первая. Посевные площади  под главными сельскохозяйственными  культурами (пшеница, кукуруза, рис) не будут сокращаться, а будут даже увеличиваться. Это один из главных  уроков, который должны вынести все  страны в результате продовольственного кризиса в 2007-2009 гг. В противном  случае многие страны и человечество в целом обрекают себя на постоянное повторение такого рода кризисов.

Вторая. Во всех странах всё  больше ресурсов будет тратиться  на внедрение достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство, что позволит увеличить эффективность  использования ресурсов, прежде всего  земли и воды.

Третья. Развивающиеся страны многих регионов будут увеличивать  потребление белков за счет мясной и молочной продукции. Из этого следует, что всё большая доля выращенных растительных ресурсов будет использоваться на корма.

Четвертая. В большинстве  стран будет сохраняться тенденция  использования сельскохозяйственных ресурсов прежде всего для продовольственных целей. Исключения составят только те страны, где существуют особые природные и политические условия, которые позволяют им эффективно использовать земельные ресурсы для производства биотоплива. К таким странам можно отнести прежде всего США (этанол из кукурузы), Бразилию (этанол из сахарного тростника) и в перспективе – ряд стран Юго-Восточной Азии, которые смогут освоить эффективное производство биодизеля из пальмового масла.

Производство пшеницы  прогнозируется к 2020 г. в объеме 806 млн т (прирост 18% к 2008 г.), а в 2050 году – 950 млн т, (прирост 40% к уровню 2008 г.) За тот же период, по прогнозам ООН, население увеличится примерно на 30-35%. Следовательно, среднедушевая обеспеченность зерном в пшеничном сегменте может несколько возрасти.

В развивающихся странах  можно ожидать повышение доли импорта в общем потреблении  пшеницы с 24-26% до 30% – из-за возрастающего  использования пшеницы в животноводстве. Наиболее высокие темпы роста производства прогнозируются в наименее развитых странах (2,8 раза в 2050 г. по сравнению с 2008 г.). Только в этом случае им удастся снизить зависимость от импорта с 60% до 50%. Однако и этот уровень нельзя признать нормальным. Необходимы определенные действия со стороны развитых стран, которые могли бы способствовать увеличению производства пшеницы непосредственно в этой группе государств.

Теперь приведём некоторые  результаты прогнозирования развития молочной и мясной отрасли. По нашим  оценкам, производство молока в мире будет увеличиваться темпами  более высокими, чем рост населения. К 2050 г. мировое производство молока может достигнуть 1222 млн т, что почти на 80% выше, чем в 2008 г. Наибольший вклад в этот прирост должны внести развивающиеся страны, в которых производство увеличится почти в 2,25 раза. Однако даже в далекой перспективе останется существенным разрыв в продуктивности молочного животноводства между развитыми и развивающимися цивилизациями. В настоящее время в развивающихся странах этот показатель в 7 раз ниже, чем в развитых (690 кг и 4900 кг). При существующих тенденциях этот разрыв лишь незначительно уменьшится. Развитые страны должны приложить определенные усилия по ускорению внедрения технологического прогресса в молочное хозяйство развивающихся стран. В развивающихся странах можно ожидать некоторого сокращения поголовья коров при существенном повышении их продуктивности. Это позволит решить две проблемы: увеличить производство растительных продовольственных ресурсов, доступных для населения, и повысить долю молочного белка в продовольственном рационе бедных слоев населения.

Наиболее острой и сложной  проблемой продовольственного обеспечения  человечества в будущем остается производство мяса, которое является главным фактором улучшения питания  населения планеты.

Прогнозные расчеты показывают, что производство и потребление  говядины может увеличиться к 2050 г. более чем на 60%, свинины –  на 77%, мяса птицы – 2,15 раза. Темпы  роста производства мяса могут превысить  темпы роста населения. Выявлена возможность опережающего роста  мясной отрасли в развивающихся  странах, которые способны будут  удовлетворять внутренний спрос  за счет собственного производства. В  наименее развитых странах при данных предпосылках можно прогнозировать, что значительная часть спроса на говядину и свинину будет удовлетворяться  за счет внутреннего производства, тогда как 40% потребления мяса птицы  будет покрываться за счет импорта.

Представленные прогнозы производства основных видов сельскохозяйственной продукции позволяют предположить, что при условии перевода сельского  хозяйства на инновационную, ресурсосберегающую траекторию развития в течение обозримого 40-летнего периода можно существенно снизить угрозы затяжного мирового продовольственного кризиса. Ещё более неотложной проблемой мирового сообщества является преодоление страшной угрозы голода.

Различные варианты прогнозов  продовольственного потребления в  мире свидетельствуют о повышении  его уровня в расчете на душу населения. Однако темпы такого роста будут  замедляться. За 30 лет (с 1970 по 2000 гг.) потребление  продуктов питания в мире (в  энергетическом эквиваленте) выросло  с 2411 до 2789 ккал на одного человека в  сутки, т.е. прирост составил 16% или 0,48% в среднем за год. По прогнозу на 2001 – 2030 гг., потребление возрастет  до 2950 ккал, но прирост за 30 лет составит только 9% или 0,28% в среднем за год.

К 2050 г. увеличение потребления  прогнозируется до уровня 3130 ккал на человека в сутки, а прирост за 20 лет  составит 3% или 0,15% в год. При этом развивающиеся страны будут увеличивать  потребление в 5-6 раз быстрее, чем  развитые страны. Благодаря такой  динамике будет сокращаться разница  в уровне потребления продовольствия между различными цивилизациями, что  должно стать основанием для более  гармоничного и социально-стабильного  развития человечества.

В настоящее время только половина населения обеспечена возможностью полноценного питания. Отметим, что 30 лет  назад в эту категорию входило  всего 4% населения. К середине века около 90% населения планеты сможет потреблять продовольствие на уровне более 2700 ккал в сутки на душу.

Информация о работе Государственное регулирование развития мирового сельского хозяйства