Государственное регулирование развития мирового сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:02, реферат

Описание работы

Формирование рыночной инфраструктуры на селе в современных экономических условиях проходит сложно и противоречиво. С одной стороны, реализуются целевые федеральные программы, призванные повысить эффективность сельскохозяйственного производства. В частности, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе», входящие в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1. Понятие, цели и задачи управления сельским хозяйством ……………. 4
2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в РФ…………………………………………………………………10
3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты ………………………………………….14
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..21

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 36.72 Кб (Скачать)

Реферат

на тему: «Государственное регулирование развития мирового сельского хозяйства»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3

1. Понятие, цели и задачи управления сельским хозяйством ……………. 4

2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в РФ…………………………………………………………………10

3. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты ………………………………………….14

  ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  …………………………………………….19

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование рыночной инфраструктуры на селе в современных экономических  условиях проходит сложно и противоречиво. С одной стороны, реализуются  целевые федеральные программы, призванные повысить эффективность  сельскохозяйственного производства. В частности, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления: «Ускоренное  развитие животноводства»; «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых  специалистов  на селе», входящие в  состав Федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Активизировалось выполнение федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», «Повышение плодородия почв», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» и др. Однако существующие формы и методы реализации господдержки сельскохозяйственного производителя пока не создали предпосылок для вывода сельского хозяйства страны из кризиса. В сложившейся ситуации остро стоит задача повышения эффективности госрегулирования и господдержки сельскохозяйственного производства с целью повышения продовольственной безопасности государства. Решение данной задачи невозможно без внедрения инновационных подходов государственного регулирования, учитывающих специфику и особенности современного  развития сельского хозяйства в РФ. Проблемы, с которыми столкнулось сельское хозяйство сегодня, имеют свою историю и давно находятся в поле зрения российских ученых. Теоретические аспекты государственного регулирования в аграрной сфере находят отражение в трудах таких авторов, как Г.В. Беспахотный, Н.А. Борхунов, В.М. Володин, А.В. Гордеев, И. В. Палаткин и др.Необходимость госрегулирования аграрной сферы заложена еще трудами Дж. Кейнса и К. Маркса.

1. Сущность, цели и задачи  управления сельским хозяйством

Современное сельское хозяйство  России функционирует в сложных  социально-экономических условиях, что сказывается на экономической  и социальной сфере страны. В этих условиях государственное регулирование  становится объективно необходимой  мерой, жизненно важной для сохранения общества. Цели и задачи государственного регулирования определяются концепцией развития, которая, в свою очередь, исходит из особенностей и специфики развития страны. Выбор и целей и задач государственного регулирования особенно актуален для переходных экономик, в которых идет борьба между сторонниками «шоковой терапии» и градуализма. Если цель «шоковой терапии» состоит в сокращении масштабов государственного регулирования, достижении макроэкономической стабилизации и создании равных условий хозяйствования для предприятий и фирм, то градуалистический подход преследует другие цели – сохранение производственного потенциала и занятости, обеспечение стабилизации производства. Цели регулирования аграрной сферы определяются целями ее развития. Долгосрочными целями развития аграрного сектора являются:

- формирование устойчивого  и эффективного сельского хозяйства;

- обеспечение насыщения  рынка качественным продовольствием;

- доступность продовольствия  для всех групп населения;

- обеспечение продовольственной  безопасности страны.

Задачами  государственного регулирования аграрного сектора  являются:

- охрана окружающей среды,   охрана механического и химического  состава почв, контроль за организацией сельскохозяйственного производства и другие функции;

- организация инфраструктуры  производства в сельском хозяйстве,  финансирование и  претворение  научно-исследовательских работ;

- ввиду ограниченности  системы саморегулирования рынка  установление равновесия между  спросом и предложением, поддержание  уровня занятости, развитие конкурентной  среды и ликвидация монополизма. 

Между указанными целями часто  существуют противоречия. Так, политика поддержки аграрного сектора  приводит к ущемлению интересов  потребителей. Поэтому позиция государства  неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми  интересами участников внутреннего  рынка.

Задачи государственного регулирования аграрной сферы включают:  

- стабилизацию и развитие  агропромышленного производства;

- обеспечение продовольственной  безопасности;

- поддержку «паритета»  между сельским хозяйством и  другими отраслями экономики;

- сближение уровней дохода  работников сельского хозяйства  и промышленности;

- защиту отечественных  товаропроизводителей в сфере  агропромышленного производства;

- улучшение продовольственного  обеспечения страны.

Цели и задачи государственного вмешательства в аграрный сектор в различных странах различаются  в зависимости от уровня развития страны. Вместе с тем, цели и задачи государственного регулирования не должны препятствовать процессу либерализации  аграрного сектора.

В аграрной политике выделяются следующие направления:

1. Земельная политика (правовое  разрешение вопросов, регулирование  процессов землеустройства и  др.);

2. Финансовая политика (государственная  поддержка системы кредитования  аграрной сферы, формирование  каналов и размеров бюджетного  финансирования).

3. Социальная политика (политика  формирования доходов, обновление  и развитие сельских территорий, развитие социальной инфраструктуры  села, социальные гарантии: система  пенсионного обеспечения и страхования,  здравоохранение и т.д.).

4. Политика в области  формирования продовольственного  рынка (стабилизация внутреннего  рынка сельскохозяйственной продукции,  регулирование условий экспорта, ограничение свободы входа и  выхода на рынок).

В Российской Федерации среди  основных направлений государственного регулирования аграрной сферы можно  отметить следующие:

- создание законодательной  базы, правовое обеспечение регулирования;

- формирование конкурентной  среды на всех аграрных рынках;

- поддержка устойчивости  развития аграрной сферы, создание  условий для адаптации товаропроизводителей  к рыночным условиям;

- проведение политики  разумного протекционизма, обеспечение  продовольственной безопасности  с помощью системы таможенных  тарифов, налогов на импорт  продовольствия;

- создание благоприятного  климата для иностранных инвестиций;

- финансирование ключевых  направлений науки по проблемам  аграрной сферы.

Формы государственного регулирования  аграрной сферы условно подразделяются на административные и экономические. Административное регулирование является директивным и базируется на принятом законодательстве. Экономическое регулирование аграрного сектора носит индикативный, рекомендательный характер и состоит в создании привлекательных условий, обеспечивающих  развитие субъектов аграрного сектора на основе их собственной заинтересованности. 

К основным  методам государственного регулирования аграрного сектора  относятся следующие:

- поддержка цен и доходов  производителей (сюда относятся  прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных  цен, государственные закупки  продовольствия для нужд армии,  и т.д.);

- внешнеторговое регулирование; 

- меры, направленные на  снижение затрат производителей, такие как различные способы  компенсации затрат на средства  производства (прямые компенсации  производителям, система лизинга,  предоставление средств производства по сниженным ценам);

- льготный кредит сельхозпроизводителям  - сниженная ставка процента, льготные  сроки, товарный кредит, реструктуризация  и списание долга;

- структурная политика (различные  меры поддержки, не связанные  с доходом производителей).

Одним из способов государственной  поддержки аграрного сектора  является также предоставление сельхозпроизводителям  определенных налоговых льгот. Так, они освобождаются от налога на прибыль, от налогов на пользователей автодорог, от налога на имущество и т.д.

Основными ценовыми мерами регулирования аграрной сферы являются следующие:

- минимальные гарантированные  закупочные цены на стратегическое  сырье для всех покупателей;

- нормативные наценки  для оптовиков и розничной  торговли на жизненно важные  продукты питания;

- ценовые ограничения  на материально-технические ресурсы  для производства жизненно важных  продуктов питания;

- регулирование цен на  жизненно важные продукты питания,  с целью сглаживания инфляционных  процессов.

В развитых странах с целью  защиты сельскохозяйственных производителей от резкого падения цен, защиты от импорта и чрезмерных колебаний  цен государством устанавливаются  и ежегодно пересматриваются минимальные  цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты, а также вводятся дополнительные пошлины на импорт. В зарубежной практике активно используются различные  методы государственной поддержки  аграрной сферы, включающие как поддержку  местных производителей, так и  защиту внутреннего рынка, и различные  ценовые методы поддержки.  В настоящее  время система государственной  поддержки в сельском хозяйстве  весьма несовершенна и требует корректировки. В перечень комплекса мер необходимо внесение дополнительных инструментов госрегулирования, способных решить проблему распада социальной структуры  села.

Суть государственного регулирования  заключается в экономическом  воздействии государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения  нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических  и социальных проблем. Исследование экономического механизма государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики связано с определением его основополагающих позиций: ключевых принципов, тенденций, функций, методов и инструментов. Все составляющие компоненты системы государственного регулирования и поддержки в совокупности представляют единую  агропродовольственную политику. Среди прочих элементов государственного регулирования и поддержки АПК наиболее важны: бюджетное финансирование, ценовая, налоговая и кредитная политика, страхование, система государственных закупок и залоговые операции, проведение лизинговых операций, госзаказы.     Данная система взаимосвязанных показателей, включающая в себя кроме экономических социальные, позволяет всесторонне раскрыть уровень, динамику и факторы повышения эффективности сельского хозяйства, а так же провести комплексный анализ эффективности отдельного предприятия. Определение групп социально-экономических показателей эффективности деятельности сельхозпредприятий, заключающееся в выборе эффективных алгоритмов использования бюджетных средств, характеризующих уровень как экономического, так и социального развития предприятия. Реформирование социально-экономической сферы в России существенно расширило значимость социальных факторов, позволяя в большинстве случаев получить синергетический эффект, поэтому к числу критериев, определяющих социальную эффективность деятельности предприятия, можно добавить следующие:

- текучесть кадров общую  по предприятию; 

- текучесть кадров работников, занятых в основном производстве;

- текучесть кадров работников  по основным отраслям предприятия; 

- изменения качественного  и возрастного состава работников  предприятия. 

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование  сельского хозяйства есть сложный  механизм, включающий не только инструменты  воздействия на доходы сельскохозяйственных предприятий, структуру сельскохозяйственного  производства, аграрный рынок, межотраслевые  и межхозяйственные отношения с  целью создания стабильных экономических  и правовых условий развития сельхозпредприятий, но и воздействия на социальную структуру  села, с целью сохранения ее инфраструктуры, а так же создания социальных условий частному бизнесу для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам и охраны окружающей среды.

Информация о работе Государственное регулирование развития мирового сельского хозяйства