Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:50, курсовая работа
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом «Почему в богатейшей своими природными ресурсами стране мира большая часть населения находиться за чертой бедности?». В первую очередь это связано с неэффективным природопользованием. Неблагоприятную ситуацию усугубляет также то, что территория России законодательно превращается в мировую свалку токсичных, ядерных и прочих опасных отходов. Это иной, непосредственно связанный с природопользованием аспект проблемы, который состоит в том, что в его результате качество среды проживания большинства россиян деградирует, что, в свою очередь, приводит к болезням и к сокращению средней продолжительности жизни населения по стране. Оба отмеченных аспекта современного российского природопользования (так называемые природо-ресурсные и природоохранные отношения) тесно взаимосвязаны и составляют единую проблему.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
Основные методы регулирования природопользованием……………...4
Система органов государственного экологического управления………9
Нормирование качества среды……………………………………………12
Основные проблемы……………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….24
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Отделение:
Государственного и
муниципального управления
«Государственное регулирование природопользования»
Новосибирск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основные
методы регулирования
Система органов государственного экологического управления………9
Нормирование качества среды……………………………………………12
Основные
проблемы……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Наверное,
каждый из нас не раз задавался
вопросом «Почему в богатейшей своими
природными ресурсами стране мира большая
часть населения находиться за чертой
бедности?». В первую очередь это
связано с неэффективным
В
данной работе будут рассмотрены
основные методы государственного регулирования
природопользования, система государственных
органов, осуществляющих это регулирование,
а также основные проблемы федерального
законодательства РФ в сфере защиты
окружающей среды и возможные
пути решения этих проблем.
ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Управление
в области использования
В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.
Существуют
следующие формы экологического
управления как его внешние проявления:
акты управления, административные соглашения,
материально-технические
Экологическое управление можно рассматривать в нескольких «срезах»: через систему органов, его осуществляющих; путём анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.
Выделяют
следующие функции
Методы управления иногда подразделяются на административные – собственно управленческие, например прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические – создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении; идеологические – агитация, воспитание, образование и т.п.
Конкретные методы экологического регулирования определяются следующими особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Административно-
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие” инструменты:
Экономическими рычагами могут быть:
Анализ
инструментов экологического регулирования
показывает, что и административные,
и экономические методы имеют
как сильные, так и слабые стороны.
Например, административно-контрольные
инструменты обеспечивают точность
и определённость задаваемых целей;
но они недостаточно гибки и требуют
чрезмерных административных затрат,
не стимулируют инновации. В свою
очередь, экономические инструменты,
с одной стороны, имеют высокую
эффективность с точки зрения
экономии экологических затрат, дают
самостоятельного определения предприятиями
стратегии природоохранных
В
реальной действительности применять
все рычаги одновременно нельзя, так
как некоторые из них могут
дублировать друг друга или же
выполнять противоположные
СИСТЕМА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Органы,
осуществляющие по закону или иному
уполномочиванию
К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ, а также в общих и специальных актах экологического законодательства. Деятельность этих органов в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле над ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах ил по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями.
Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Её образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.
Опишем систему специальных органов экологического управления, существующую на сегодняшний день, взяв за классификационный критерий формальный статус органа исполнительной власти по Указам Президента от 9 марта и 20 мая 2004 года:
I. Министерства:
-
Министерство природных
-
Министерство сельского
-
Министерство здравоохранения
-
Министерство экономического
- Министерство промышленности и энергетики РФ;
-
Министерство РФ по делам
- Министерство внутренних дел РФ.
II. Федеральные службы:
-
Федеральная служба России по
надзору в сфере
-
Федеральная служба по
-
Федеральная служба по
-
Федеральная служба по
- Федеральная таможенная служба;
-
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
-
Федеральная служба
-
Федеральная служба
III. Федеральные агентства:
Информация о работе Государственное регулирование природопользования