Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:05, реферат
Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.
Введение……………………………………...……………..........……....3
1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4
2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………..............................14
Список использованных источников ………………………...............15
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды
Качественное изменение, совершенствование системы управления природопользованием - задача долгосрочная и перспективная. Необходимо не просто ее совершенствование, а именно формирование системы управления, стратегически нацеленной на обеспечение перехода к устойчивому развитию.
Государство должно устанавливать стоимость природных ресурсов и объектов и, соответственно, их цену (в форме платы за пользование природными ресурсами), по которой они могут быть переданы в пользование, а также получать соответствующие финансовые средства в бюджеты. В основе этих платежей должны быть стоимостные оценки природных ресурсов и экологических воздействий. При этом спектр природных ресурсов, используемых на платной основе в перспективе должен расширяться; в частности, представляется целесообразным ввести платежи за пользование ассимиляционным потенциалом.
Поэтапное
увеличение платежей за природопользование
(с постепенным приближением их к
уровню, соответствующему экономической
оценке природных ресурсов) станет
важнейшим элементом
"Экологизация" налоговой системы создаст условия для активизации инвестиционной деятельности, а в результате этого - для структурной перестройки экономики в пользу производства продукции конечного потребления (в частности, жилья, строительных материалов, мебели, бумаги, целлюлозы и т.д.), развития наукоемких, экологически чистых технологий. Большинство регионов получат возможность, освободившись от бремени необоснованных налогов, стабилизировать социально-экономическую обстановку, а затем развивать расширенное экономическое воспроизводство. Как следствие, повысится уровень благосостояния населения, возрастут экологические потребности общества и, одновременно, возможности их удовлетворения.
Учитывая особую актуальность и важность данной проблемы, экологическим воспитанием и образованием мы должны заниматься сегодня, несмотря на то, что нравственное обновление общества является длительным процессом, а плоды его мы будем пожинать в будущем. Решение данного вопроса должно осуществляться по следующим направлениям.
Первое – создание системы массовой экологической информации и просвещение населения. Для этого необходимо:
расширить пропаганду экологических знаний по радио, телевидению и в др. СМИ;
обеспечить
издание российской, республиканских,
краевых и областных
организовать в городах и крупных населенных пунктах страны стенды оперативной информации о состоянии окружающей среды;
обеспечить
увеличение количества экологических
изданий и аудиовизуальных
Второе
– создание системы всеобщего
и непрерывного образования в
области охраны окружающей среды
и выработки навыков
ввести в детских садах, школах, профтехучилищах, народных университетах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе курсов подготовки и переподготовки преподавательских кадров и специалистов программ эковоспитания и образования;
создать на базе высших учебных заведений сеть региональных центров информации по образованию и подготовке кадров в области охраны окружающей среды;
организовать
в вузах и отраслевых институтах
кафедры повышения
наладить выпуск учебников, учебных пособий и др. материалов по охране природы, охватывающих все аспекты подготовки учащихся, студентов и специалистов в этой области;
организовать центры гуманитарно-экологического воспитания населения;
обеспечить массовое производство для детей книг, диафильмов, игрушек на темы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Для развития общественного экологического движения необходимо:
1) обеспечить доступ общественных экологических организаций к информации о состоянии окружающей среды, источников ее загрязнения, мерах по охране природы;
2) изучить общественное мнение по вопросам охраны окружающей среды и природопользования с широким использованием возможностей общественных экоорганизаций;
3)
поднять статус и роль
Первостепенной задачей для федеральной власти является формирование системы управления развитием общества, в которой роль финансового и промышленного капитала будет ограничена подчиненным участием в управлении экономическим развитием в рамках стратегической линии, задаваемой и контролируемой государством. В настоящее время реализуется именно противоположная модель развития, при которой развитие общества в целом подчинено интересам роста финансового и промышленного капитала.
Законодательная
и нормативно-правовая база и система
нормативов качества окружающей среды
и допустимого воздействия на
нее должны быть ориентированы на поэтапное
решение экологических проблем (и создание
механизмов для этого) при строгом соблюдении
нормативов и лимитов, соответствующих
каждому этапу, поскольку на основе принятия
строгих законов (декларирующих исключение
возможности негативного воздействия
на окружающую среду) и утверждения жестких
стандартов, подлежащих безотлагательному
соблюдению, невозможно быстро ликвидировать
вредное воздействие на окружающую среду,
а тем более, устранить экологические
проблемы как таковые.
Заключение
Методы
государственного регулирования в сфере
охраны окружающей среды сохраняют актуальность
и позволяют полноценно обеспечить публичный
интерес государства, действовать превентивно
в профилактике экологических правонарушений.
Значение государственного регулирования
охраны окружающей среды в современной
России заключается в том, что обеспечивается
государственная гарантия позитивных
экологических, экономических и социальных
преобразований. Интеграция в мировую
экономику, вступление в ВТО предполагает
коренные изменения в базисе деятельности
человека в отношениях с природой, изменения
качества труда, рачительное отношение
к природным ресурсам. Поскольку, нерациональное
использование природных ресурсов, высокая
энергоемкость и материалоемкость продукции,
несоответствие российской продукции
по экологическим параметрам мировым
стандартам требуют экстренных мер со
стороны государства. Возникла необходимость
повышения конкурентоспособности продукции
отечественных товаропроизводителей,
снизить количество отходов производства
и потребления, уменьшить нагрузку на
окружающую среду и, в конечном счете,
повысить экологическую безопасность
общества, государства и личности.
1. Амосов, А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года / Экономист. - № 12. – 1998. – 176с.
2. Глазырина, И.П. Природный капитал в экономике переходного периода / И.П. Глазырина. - М.: НИА-Природа, 2001. – 250с.
3. Гордеев, А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства / Экономист. - № 6. – 1998. – 93с.
4. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году» - М.: Государственный центр экологических программ. – 98с.
5. Зельднер, А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики / Вопросы экономики. - № 6. – 1997. – 90с.
6. Иванова, В.П. Обсуждаются проблемы АПК / Финансы. - № 2. – 1999. – 64с.
7. Козлова, Е.М. / Конституционное право России/ Е.М. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2003. – 150с.
8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию / Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996г. № 440 /СЗРФ, 1996. - № 15. - Ст. 1572.
9. Попов, Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов/ - М.: Юристъ, 2002. – 560c.
10. Природно-ресурсные ведомости / № 30, 2001. – 115с.
11. Рысаев, Ф.Б. Концепция перехода российской Федерации к устойчивому развитию в сельском хозяйстве / Интеркультурная коммуникация. Оренбург-Кемниц-Ансбах. Европа будущего / Г. Вацель, Н.Д. Моргунова, А.В. Федорова и др. – Оренбург: Димур, 1997. - 124с.
12. Рысаев, Ф.Б. Экологические проблемы в деятельности сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области / Проблемы развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах Российской Федерации. Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции 23-25 января 1997г. – Оренбург: ОГУ, 1997. - 198с.
13. Рысаев, Ф.Б. О роли государства в сфере охраны окружающей среды / Государство и право / Ф.Б. Рысаев. - 1997. - №7. - 1с.
14. Рысаев, Ф.Б. Актуальные проблемы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды / Социальное образование, социальная работа на селе. Материалы межвузовской конференции. – Оренбург: ОГАУ, 2001. – З21с.
15. Рысаев, Ф.Б. O роли административного права в управлении научно- техническим прогрессом и обеспечении экологической безопасности России / Проблемные вопросы законотворческой и правоприменительной деятельности в России на рубеже нового тысячелетия. Сборник научных статей / А.П. Гуськовa. – Оренбург: ОГАУ, 2001. - 99с.
16. Рысаев, Ф.Б. О роли убеждения и принуждения в сфере охраны окружающей среды // Социальная защита населения (региональный аспект). Материалы межвузовской научно-практической конференции – Оренбург: ОГАУ, 2002. - 511с.
17. Рысаев, Ф.Б. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации / Административное право, финансовое право, информационное право /Ф.Б. Фархидтин ; Л.Л. Попов. -М., 2003. - 20с.
18. Современная экономика. / Мамедов О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1998.
19. Топорнин, Б.Н. Вступительная статья / Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1994. – 17c.
20. Ходов, Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М., 1997.
21. Экономика. / А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. - М., 1998.
Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды