Государственное регулирование охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.

Содержание

Введение……………………………………...……………..........……....3
1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4
2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………..............................14
Список использованных источников ………………………...............15

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование охраны ОС.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     3. Пути усиления  государственного  регулирования охраны  окружающей среды

     Качественное изменение, совершенствование системы управления природопользованием - задача долгосрочная и перспективная. Необходимо не просто ее совершенствование, а именно формирование системы управления, стратегически нацеленной на обеспечение перехода к устойчивому развитию.

     Государство должно устанавливать стоимость  природных ресурсов и объектов и, соответственно, их цену (в форме  платы за пользование природными ресурсами), по которой они могут  быть переданы в пользование, а также  получать соответствующие финансовые средства в бюджеты. В основе этих платежей должны быть стоимостные оценки природных ресурсов и экологических воздействий. При этом спектр природных ресурсов, используемых на платной основе в перспективе должен расширяться; в частности, представляется целесообразным ввести платежи за пользование ассимиляционным потенциалом.

     Поэтапное увеличение платежей за природопользование (с постепенным приближением их к  уровню, соответствующему экономической  оценке природных ресурсов) станет важнейшим элементом перестройки бюджетной системы, заключающейся, с одной стороны, в увеличении доли прямых ресурсных платежей в доходах бюджетов, а с другой стороны, в увеличении доли затрат на воспроизводство и охрану природных ресурсов в расходной части бюджетов.

     "Экологизация" налоговой системы создаст условия для активизации инвестиционной деятельности, а в результате этого - для структурной перестройки экономики в пользу производства продукции конечного потребления (в частности, жилья, строительных материалов, мебели, бумаги, целлюлозы и т.д.), развития наукоемких, экологически чистых технологий. Большинство регионов получат возможность, освободившись от бремени необоснованных налогов, стабилизировать социально-экономическую обстановку, а затем развивать расширенное экономическое воспроизводство. Как следствие, повысится уровень благосостояния населения, возрастут экологические потребности общества и, одновременно, возможности их удовлетворения.

     Учитывая особую актуальность и важность данной проблемы, экологическим воспитанием и образованием мы должны заниматься сегодня, несмотря на то, что нравственное обновление общества является длительным процессом, а плоды его мы будем пожинать в будущем. Решение данного вопроса должно осуществляться по следующим направлениям.

     Первое  – создание системы массовой экологической информации и просвещение населения. Для этого необходимо:

     расширить пропаганду экологических знаний по радио, телевидению и в др. СМИ;

     обеспечить  издание российской, республиканских, краевых и областных экологических  газет, а также оказывать им финансовую помощь;

     организовать  в городах и крупных населенных пунктах страны стенды оперативной  информации о состоянии окружающей среды;

     обеспечить  увеличение количества экологических  изданий и аудиовизуальных материалов, а также их общего тиража.

     Второе  – создание системы всеобщего  и непрерывного образования в  области охраны окружающей среды  и выработки навыков рационального  природопользования, подготовки и переподготовки специалистов народного хозяйства  и специалистов-экологов. В этих целях необходимо:

     ввести  в детских садах, школах, профтехучилищах, народных университетах, средних специальных  и высших учебных заведениях, а  также в системе курсов подготовки и переподготовки преподавательских  кадров и специалистов программ эковоспитания и образования;

     создать на базе высших учебных заведений  сеть региональных центров информации по образованию и подготовке кадров в области охраны окружающей среды;

     организовать  в вузах и отраслевых институтах кафедры повышения квалификации, а также кафедры по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

     наладить  выпуск учебников, учебных пособий  и др. материалов по охране природы, охватывающих все аспекты подготовки учащихся, студентов и специалистов в этой области;

     организовать  центры гуманитарно-экологического воспитания населения;

     обеспечить  массовое производство для детей  книг, диафильмов, игрушек на темы охраны окружающей среды и рационального  природопользования.

     Для развития общественного экологического движения необходимо:

     1) обеспечить доступ общественных экологических организаций к информации о состоянии окружающей среды, источников ее загрязнения, мерах по охране природы;

     2) изучить общественное мнение  по вопросам охраны окружающей  среды и природопользования с  широким использованием возможностей общественных экоорганизаций;

     3) поднять статус и роль общественных  организаций в проведении экоэкспертизы  и принятии экологически значимых  решений.

     Первостепенной  задачей для федеральной власти является формирование системы управления развитием общества, в которой роль финансового и промышленного капитала будет ограничена подчиненным участием в управлении экономическим развитием в рамках стратегической линии, задаваемой и контролируемой государством. В настоящее время реализуется именно противоположная модель развития, при которой развитие общества в целом подчинено интересам роста финансового и промышленного капитала.

     Законодательная и нормативно-правовая база и система  нормативов качества окружающей среды  и допустимого воздействия на нее должны быть ориентированы на поэтапное решение экологических проблем (и создание механизмов для этого) при строгом соблюдении нормативов и лимитов, соответствующих каждому этапу, поскольку на основе принятия строгих законов (декларирующих исключение возможности негативного воздействия на окружающую среду) и утверждения жестких стандартов, подлежащих безотлагательному соблюдению, невозможно быстро ликвидировать вредное воздействие на окружающую среду, а тем более, устранить экологические проблемы как таковые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Методы  государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды сохраняют актуальность и позволяют полноценно обеспечить публичный интерес государства, действовать превентивно в профилактике экологических правонарушений. Значение государственного регулирования охраны окружающей среды в современной России заключается в том, что обеспечивается государственная гарантия позитивных экологических, экономических и социальных преобразований. Интеграция в мировую экономику, вступление в ВТО предполагает коренные изменения в базисе деятельности человека в отношениях с природой, изменения качества труда, рачительное отношение к природным ресурсам. Поскольку, нерациональное использование природных ресурсов, высокая энергоемкость и материалоемкость продукции, несоответствие российской продукции по экологическим параметрам мировым стандартам требуют экстренных мер со стороны государства. Возникла необходимость повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, снизить количество отходов производства и потребления, уменьшить нагрузку на окружающую среду и, в конечном счете, повысить экологическую безопасность общества, государства и личности.  
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

     1. Амосов, А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года / Экономист. - № 12. – 1998. – 176с.

     2. Глазырина, И.П. Природный капитал в экономике переходного периода / И.П. Глазырина. - М.: НИА-Природа, 2001. – 250с.

     3. Гордеев, А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства / Экономист. - № 6. – 1998. – 93с.

     4. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году» - М.: Государственный центр экологических программ. – 98с.

     5. Зельднер, А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики / Вопросы экономики. - № 6. – 1997. – 90с.

     6. Иванова, В.П. Обсуждаются проблемы АПК / Финансы. - № 2. – 1999. – 64с.

     7. Козлова, Е.М. / Конституционное право России/ Е.М. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2003. – 150с.

     8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию / Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996г. № 440  /СЗРФ, 1996. - № 15. - Ст. 1572.

     9. Попов, Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов/ - М.: Юристъ, 2002. – 560c.

     10. Природно-ресурсные ведомости / № 30, 2001. – 115с.

     11. Рысаев, Ф.Б. Концепция перехода российской Федерации к устойчивому развитию в сельском хозяйстве / Интеркультурная коммуникация. Оренбург-Кемниц-Ансбах. Европа будущего / Г. Вацель, Н.Д. Моргунова, А.В. Федорова и др. – Оренбург: Димур, 1997. - 124с.

     12. Рысаев, Ф.Б. Экологические проблемы в деятельности сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области / Проблемы развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах Российской Федерации. Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции 23-25 января 1997г. – Оренбург: ОГУ, 1997. - 198с.

     13. Рысаев, Ф.Б. О роли государства в сфере охраны окружающей среды / Государство и право / Ф.Б. Рысаев. - 1997. - №7. - 1с.

     14. Рысаев, Ф.Б. Актуальные проблемы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды / Социальное образование, социальная работа на селе. Материалы межвузовской конференции. – Оренбург: ОГАУ, 2001. – З21с.

     15. Рысаев, Ф.Б. O роли административного права в управлении научно- техническим прогрессом и обеспечении экологической безопасности России / Проблемные вопросы законотворческой и правоприменительной деятельности в России на рубеже нового тысячелетия. Сборник научных статей / А.П. Гуськовa. – Оренбург: ОГАУ, 2001. - 99с.

     16. Рысаев, Ф.Б. О роли убеждения и принуждения в сфере охраны окружающей среды // Социальная защита населения (региональный аспект). Материалы межвузовской научно-практической конференции – Оренбург: ОГАУ, 2002. - 511с.

     17. Рысаев, Ф.Б. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации / Административное право, финансовое право, информационное право /Ф.Б. Фархидтин ; Л.Л. Попов. -М., 2003. - 20с.

     18. Современная экономика. / Мамедов О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1998.

     19. Топорнин, Б.Н. Вступительная статья / Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1994. – 17c.

     20. Ходов, Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М., 1997.

     21. Экономика. / А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. - М., 1998.

Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды