Государственное регулирование охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.

Содержание

Введение……………………………………...……………..........……....3
1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4
2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………..............................14
Список использованных источников ………………………...............15

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование охраны ОС.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра открытого образования и информационных систем 
 
 
 

 Реферат 
 

на тему: «Государственное регулирование охраны окружающей среды»  
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                 студентка ИООиИС з/о ИЭ-33

                                                 Н.И.Хисматуллина

                                                 Проверила:

                                                 М.А.Азарская

 
 
 
 
 

Йошкар-Ола, 2011 
 
 

     Содержание

     Введение……………………………………...……………..........……....3

     1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4

     2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8

     3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10

     Заключение…………………………………………..............................14

     Список  использованных источников ………………………...............15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе. В результате обширного антропогенного воздействия на природу, которые переросли критерии самовосстановления экосистем, привели к росту процессов деградации объектов природы. Это выразилось в изменении генофонда живой природы и человека, дефицитом чистой питьевой воды, загрязнением почв, растительности и окружающей среды в целом. Аварии, катастрофы, рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможность преднамеренного воздействия на окружающую среду в форме террористических актов и др. дают основание для переоценки ранее существующих воззрений о преобразованиях природы человеком, и охраны окружающей среды.

     Перерастание экологических проблем в ранг государственной политики и международных отношений подчеркивают актуальность государственного метода регулирования охраны окружающей среды. Государственное регулирование охраны окружающей среды приобретает все большее значение в условиях демократического, правового и социального государства, когда речь идет об обеспечении благоприятных условий для человека и общества.

     1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды

     В Федеральном законе Российской Федерации  от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дается следующее определение:

     Окружающая  среда - совокупность компонентов природной  среды, природных и природно-антропогенных  объектов, а также антропогенных объектов.

     В других источниках понятие "Окружающая среда" трактуется как:

  • среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир;
  • внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие;
  • комплекс физических и биологических условий в пространстве, окружающем организм. В понятие окружающей среды входят как абиотические факторы - температура, состав почвы и атмосферы, радиация - так и биологические - комплекс растений, животных и микроорганизмов.

     Общественное  производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие  и его негативные последствия  особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека, можно выделить объективные и субъективные. К объективным можно отнести следующие: предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции; физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты; безотходность производства в природе и отходность человеческого производства; познание и использование человеком законов развития природы. Вторую группу составляют субъективные причины. Среди них необходимо отметить, во-первых - недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды. Во - вторых, дефекты экологического воспитания и образования. В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, надо назвать еще экологическое невежество и экологический нигилизм. Особенности этих факторов не имеют существенного значения. Экологическое невежество - нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм - нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение. Экологическое невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией заняли господствующее место среди проблем охраны окружающей природной среды.

     В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

     Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми  уполномоченными на то органами и  лицами в рамках своей компетенции  экологической политики, которая  осуществляется в соответствии с  действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

     Существуют  следующие формы экологического управления как его внешние проявления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трёх основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

     Экологическое управление можно рассматривать  в нескольких "срезах": через  систему органов, его осуществляющих; путём анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.

     Выделяют  следующие функции государственного экологического управления: определение стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (в форме федеральных и региональных целевых программ, иных планов); учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в формах мониторинга и ведения кадастров); распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями; пространственно-территориальное устройство природных ресурсов; разрешительную систему (выдача разрешений и лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду); нормотворчество; контроль и надзор; разрешение споров (кроме посудных); издание индивидуальных актов.

     Методы  управления иногда подразделяются на административные - собственно управленческие, например прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические - создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении; идеологические - агитация, воспитание, образование и т.п.

     Административно-контрольные  инструменты экологического регулирования  включают:

  • природоохранное законодательство
  • совокупность экологических стандартов и нормативов
  • систему лицензирования хозяйственной деятельности
  • методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности

     К административно-контрольному блоку  относятся также так называемые “мягкие" инструменты: экологический мониторинг; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов; экологический аудит; экологическая сертификация (маркировка); добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.

     Экономическими  рычагами могут быть: плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов; плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов; налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий; льготы по налогообложению; политика компенсации; метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования; залоговая система; кредитные отношения;  создание страховых фондов охраны окружающей среды; экологический лизинг; продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.

     В реальной действительности применять  все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции.

     В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно-ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не означает, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования. Оно может осуществить государственный контроль на расстоянии, тем самым, усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.

     2. Современное состояние  государственного  регулирования охраны  окружающей среды

     После развала СССР, в первые годы постперестройки был застой в области экологии, а затем начался развал ранее созданной природоохранной системы, что подтверждается следующими фактами:

     1) до сих пор из-за отсутствия  объективной инструментальной информации  мы не владеем реальной экологической  ситуацией в нашей стране. Не  исключено, что она сегодня значительно хуже, чем мы себе ее представляем;

     2) система экомониторинга, созданная  еще в 80-е гг. прошлого столетия, морально и физически устарела; в перестроечные годы она начала  сокращаться, так сеть гидрологических  наблюдений за последние 20 лет сократилась на 30%, при этом в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – до 50%;

     3) институт государственной экологической  экспертизы был практически ликвидирован. Сегодня этой процедуре подлежат объекты, расположенные на землях, особо охраняемых природных территориях, в морских водах и континентальном шельфе. В чем же главная причина развала экоэкспертизы? Она заключается в неэффективной существующей системе экономического стимулирования природоохранной деятельности, когда предприятиям гораздо выгодней загрязнять окружающую среду и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия.

     4) ликвидирована система внебюджетных  экологических фондов;

     5) методика по установлению экологических  платежей не пересматривалась  на протяжении последних 20 лет, несмотря на острейшую необходимость в этом;

     6) закон о плате за негативное  воздействие на окружающую среду  разрабатывался много лет, но  так и не был доведен до  логического завершения;

     7) система экономического стимулирования  природоохранной деятельности, и, прежде всего из-за низкого уровня экологической культуры, доведена до такой степени, что предприятиям стало гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия;

     8) появились и другие негативные  явления в сфере природопользования.

     Всё-таки в нашем обществе созрело понимание  того, что без учёта современного состояния окружающей среды, без  жёсткого следования экологическим  стандартам у нас просто нет будущего.

     Сегодня природоохранные отношения, экологическая деятельность в целом регулируются целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов, на основании ряда кодексов, ну и, конечно, подзаконных актов. Механизмы экономического регулирования далеко не всегда положены на бумагу и подкреплены законодательно. И подчас принятые законы не работают годами из-за отсутствия одного или нескольких подзаконных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды