Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:05, реферат
Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.
Введение……………………………………...……………..........……....3
1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4
2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………..............................14
Список использованных источников ………………………...............15
Федеральное агентство по образованию
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра
открытого образования и
Реферат
на тему:
«Государственное регулирование охраны
окружающей среды»
Йошкар-Ола,
2011
Введение……………………………………...
1. Сущность и направления государственного регулирования охраны окружающей среды …….………………………………...……………………4
2. Современное состояние государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………….…………..….8
3. Пути усиления государственного регулирования охраны окружающей среды …………………………………………………………..10
Заключение………………………………………
Список
использованных источников ………………………...............15
Государственное регулирование охраны окружающей среды является важным и необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях. Гармонизация отношений человека и природы составляет одну из задач правового, демократического и социального государства. Охрана окружающей среды является одним из аспектов его многогранной деятельности, дает возможность сохранить воспроизвести, обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе. В результате обширного антропогенного воздействия на природу, которые переросли критерии самовосстановления экосистем, привели к росту процессов деградации объектов природы. Это выразилось в изменении генофонда живой природы и человека, дефицитом чистой питьевой воды, загрязнением почв, растительности и окружающей среды в целом. Аварии, катастрофы, рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможность преднамеренного воздействия на окружающую среду в форме террористических актов и др. дают основание для переоценки ранее существующих воззрений о преобразованиях природы человеком, и охраны окружающей среды.
Перерастание экологических проблем в ранг государственной политики и международных отношений подчеркивают актуальность государственного метода регулирования охраны окружающей среды. Государственное регулирование охраны окружающей среды приобретает все большее значение в условиях демократического, правового и социального государства, когда речь идет об обеспечении благоприятных условий для человека и общества.
В Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дается следующее определение:
Окружающая
среда - совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-
В других источниках понятие "Окружающая среда" трактуется как:
Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека, можно выделить объективные и субъективные. К объективным можно отнести следующие: предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции; физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты; безотходность производства в природе и отходность человеческого производства; познание и использование человеком законов развития природы. Вторую группу составляют субъективные причины. Среди них необходимо отметить, во-первых - недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды. Во - вторых, дефекты экологического воспитания и образования. В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, надо назвать еще экологическое невежество и экологический нигилизм. Особенности этих факторов не имеют существенного значения. Экологическое невежество - нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм - нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение. Экологическое невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией заняли господствующее место среди проблем охраны окружающей природной среды.
В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.
Существуют
следующие формы экологического
управления как его внешние проявления:
акты управления, административные соглашения,
материально-технические
Экологическое управление можно рассматривать в нескольких "срезах": через систему органов, его осуществляющих; путём анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.
Выделяют
следующие функции
Методы управления иногда подразделяются на административные - собственно управленческие, например прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические - создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении; идеологические - агитация, воспитание, образование и т.п.
Административно-
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие" инструменты: экологический мониторинг; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов; экологический аудит; экологическая сертификация (маркировка); добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономическими рычагами могут быть: плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов; плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов; налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий; льготы по налогообложению; политика компенсации; метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования; залоговая система; кредитные отношения; создание страховых фондов охраны окружающей среды; экологический лизинг; продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.
В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции.
В
принципе все экономические инструменты,
включая и рыночно-
После развала СССР, в первые годы постперестройки был застой в области экологии, а затем начался развал ранее созданной природоохранной системы, что подтверждается следующими фактами:
1)
до сих пор из-за отсутствия
объективной инструментальной
2)
система экомониторинга, созданная
еще в 80-е гг. прошлого столетия,
морально и физически устарела;
в перестроечные годы она
3)
институт государственной
4)
ликвидирована система
5)
методика по установлению
6)
закон о плате за негативное
воздействие на окружающую
7)
система экономического
8)
появились и другие негативные
явления в сфере
Всё-таки в нашем обществе созрело понимание того, что без учёта современного состояния окружающей среды, без жёсткого следования экологическим стандартам у нас просто нет будущего.
Сегодня
природоохранные отношения, экологическая
деятельность в целом регулируются целым
рядом несвязанных, зачастую противоречащих
друг другу законов, на основании ряда
кодексов, ну и, конечно, подзаконных актов.
Механизмы экономического регулирования
далеко не всегда положены на бумагу и
подкреплены законодательно. И подчас
принятые законы не работают годами из-за
отсутствия одного или нескольких подзаконных
актов.
Информация о работе Государственное регулирование охраны окружающей среды