Государственное регулирование национальной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы заключается в исследовании правовых отношений возникающих при государственном регулировании и развитии национальной экономики в России.
Поставленная цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач, наиболее существенными из которых являются:
1. Изучение процесса развития института государственного регулирования национальной экономики, формирования его целей и задач;
2. Исследование инструментов и основных направлений государственного регулирования национальной экономики;
3. Рассмотрение особенностей и перспектив развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование.

Содержание

Введение 3
1 Государственное регулирование национальной экономики
1.1 История государственного регулирования национальной экономики
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.44 Кб (Скачать)

      Объем образующихся и накопленных в  российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32, 5% от ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений – 21,6%. В 2005 – 35,1% и 21,2% соответственно. Около четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, величина которого к концу этого года достигнет 13% ВВП. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее чем наполовину. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долларов. Кроме того, из-за вывоза капитала российская экономика ежегодно теряет еще более 50 млрд. долларов потенциальных инвестиций. Нереализованным остается потенциал ремонетизации российской экономики, который оценивается ТПП в 155-310 млрд. долл.5 

      Исследования  состояния имеющегося научно-производственного  потенциала свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10% прироста ВВП в год и до 25% прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей. Для этого должны быть решены следующие задачи экономической политики.

      В технологической области стоит задача формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих технологии современного технологического уклада. Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание информационной инфраструктуры.

      В институциональной области стоит задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, программа приватизации, регулирование внешней торговли, научно-техническая, промышленная, финансовая политика государства.

      Те  же цели должны определять политику в  области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо как можно быстрее ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления развитием производства.

      Макроэкономическая  политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма, способствуя преодолению дезинтеграции и демонетизации экономики.

      Сочетанием  мер макроэкономической, структурной  и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инвестиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции.

      Необходимым условием эффективного функционирования механизмов рыночной конкуренции является активизация антимонопольной политики, подавление организованной преступности, декриминализация хозяйственных отношений, упорядочивание процессов ценообразования.

      Решение перечисленных задач требует  повышения эффективности системы государственного управления на основе введения механизмов прямой персональной ответственности носителей государственной власти за результаты их работы на благо общества, политической ответственности Правительства за ежегодные итоги социально-экономического развития страны, преодоления коррупции в государственных органах управления.

      Таким образом, без применения адекватных мер государственной экономической политики стимулирования НТП и освоения новых перспективных технологий, присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики и тенденций свертывания производства товаров с высокой добавленной стоимостью и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение и наращивание этого потенциала требует активной государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО. Развертывание инструментов такой политики необходимо осуществить до присоединения России к ВТО, предусмотрев их сохранение в условиях присоединения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между допустимым регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующее хорошо известное правило - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

     Но  возвращаясь к выполненной работе, автор считает необходимым представить следующие выводы по итогам исследования:

     1. Из исторической практики взаимодействия рынка и государства наблюдается не отчуждение между рыночными и государственными структурами, а поиск наиболее эффективной системы их взаимодействия. Государственное регулирование экономики становится составной частью рыночной системы. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

     Рыночный  механизм сам по себе в “чистом  виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

     Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля над развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

     2. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с государственной экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

     Административное  регулирование рыночной экономики  выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает  использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

      Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

     3. Для российской экономики важный урок последних лет заключается в понимании необходимости для страны формирования целостной системы государственного регулирования экономики. Речь идет не о возвращении к системе директивного планирования и управления, а о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры социально-экономического развития, создающим условия и механизмы их достижения. В нынешней ситуации требуется большая степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.

      Таким образом, отсутствие адекватных мер государственной экономической политики стимулирования и освоения новых перспективных технологий, может привести страну к закреплению сырьевой направленности развития экономики и тенденций свертывания производства товаров с высокой добавленной стоимостью и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение и наращивание этого потенциала требует активной государственной политики с учетом объективных принципов государственного регулирования. Что позволит создать условия для наиболее эффективного и безболезненного развития рыночных отношений в российском обществе, ибо эти принципы в своей совокупности являются концентрированным выражением мирового положительного опыта формирования развитой рыночной инфраструктуры. Дальнейшее изучение и анализ происходящих в России событий позволит уточнить и развить исходные условия и принципы оптимальной стратегии построения развитой рыночной экономики, ибо ясно, что проводимая в настоящее время политика не способствует повышению эффективности общественного производства и росту среднего уровня жизни жителей России, а лишь приводит к обогащению относительно небольшой группы населения. В этой связи политику в корне следует менять – приоритетом должно стать развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве.

      Усиление  государственного регулирования в  условиях переходного периода ни в коем случае не означает, что российское общество снова становится обществом закрытого типа. Следует учитывать, что не было и не может быть ни чисто закрытого, ни чисто открытого общества – обязательно существуют те или иные преграды – все дело в мере и степени их действия.  
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 01.06.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (принят ГД ФС РФ 24.11.2010)
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011)
  3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  4. Указ Президента РФ от 18.03.1993 N 351 (ред. от 06.04.2000) "О Торгово - промышленной палате Российской Федерации"
  5. Постановление Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 
    (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  6. Постановление ГД ФС РФ от 02.09.1998 N 2909-II ГД 
    "О Заявлении "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации"
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р 
    (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> 
    (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  8. Албегова И.М. Емцова Р.Г. Холопов А.В Государственная экономическая политика,. - М.: Дело и сервис, 1998.
  9. Воробьев Е.М. Экономическая теория. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2009.
  10. Грязновой А. Г., Соколинского В. М. Экономическая теория : учеб. пособие  – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2005. – 464 с.
  11. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005
  12. О государственной промышленной политике России. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2003
  13. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2000.
  14. Рыбалкина. В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 605 с.
  15. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Курс экономической теории: учебник Киров: «АСА», 2007. – 848с.
  16. "Экономика. Налоги. Бизнес" (Фадеев Д.Е.) ("Налоговый вестник", 2011)
  17. Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. 2006.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в России