Государственное регулирование национальной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы заключается в исследовании правовых отношений возникающих при государственном регулировании и развитии национальной экономики в России.
Поставленная цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач, наиболее существенными из которых являются:
1. Изучение процесса развития института государственного регулирования национальной экономики, формирования его целей и задач;
2. Исследование инструментов и основных направлений государственного регулирования национальной экономики;
3. Рассмотрение особенностей и перспектив развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование.

Содержание

Введение 3
1 Государственное регулирование национальной экономики
1.1 История государственного регулирования национальной экономики
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 94.44 Кб (Скачать)

     1.2 Цели и задачи государственного  регулирования национальной экономики

     Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

     Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

  • экономический рост;
  • полная занятость;
  • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
  • внешнеэкономическое равновесие.

     В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

     С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного  использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

     Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

     Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

     Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

     В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

     Исходя  из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

     Так же важной функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

     Рыночный  механизм сам по себе в “чистом  виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

     1.3 Необходимость государственного  регулирования национальной экономики

     Как уже упоминалось выше, отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

     С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

     Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

     При этом последователи А. Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

     К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

     Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

     Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

     Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

     В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

     Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов  деятельности государства и усиления его роли в экономике. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля над развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Образно говоря  цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где это необходимо.

 

2 ОСОБЕННОСТИ  МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

     2.1 Административные  инструменты государственного регулирования национальной экономики

     Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то, что они:1

     - не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

     - базируются на силе и авторитете  государственной власти;

     - включают меры запрещения, разрешения  и принуждения;

     - предусматривают организацию управления  предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

     Суть  административных методов зависит  от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирование вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.

     Административное  регулирование - это действия администрации  государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать в жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.

     Эволюция  рыночных отношений - это переход от стихийного рынка через его развитие и усовершенствование к внедрению государственного регулирования, которое дает возможность балансировать составные элементы системы и поставить конкретные цели, разработать масштабные проекты и государственные программы. В период войны, экономических кризисов административное регулирование усиливается. После стабилизации экономической системы его влияние ослабляется. Тем не менее свободного, полностью саморегулируемого рынка нет. Итак, государственное административное регулирование есть объективная потребность.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в России