Государственное регулирование коллективно-договорного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:30, реферат

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников. При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование рынка труда.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

предложения рабочих мест, соглашения на рынке  труда в сфере организации  и оплаты труда.

3.Организационно-правовой элемент механизма регулирования занятости

заключается в принятии соответствующих законодательных  актов, юридически оформляющих, разрешающих и стимулирующих те или иные формы развития данных отношений и создание соответствующих институтов, осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда. 4.Психологический элемент регулирования занятости состоит в формировании правильной мотивации к труду, системы приоритетов и предпочтений в процессе труда. 

Проблема  создания эффективного механизма регулирования  рынка издавна

привлекала  к себе внимание ученых. Разные экономические школы выделяют

разные  причины возникновения безработицы, соответственно существуют и

различные теории относительно регулирования  рынка труда. В классической

теории  безработица является результатом  требований рабочей силы более высокой зарплаты. Регулятором здесь выступает лишь рынок рабочей силы, т. е. речь идет о саморегулировании рынка. Избыток предложения рабочей силы в данном случае приведет к снижению цены до точки равновесия. Тем самым, безработица, снижая уровень заработной платы, повышает уровень занятости. 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Меры  

     Важнейшей деятельностью государства на рынке труда служит разработка, и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.

     Для осуществления государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991 году была создана  государственная служба занятости  населения.

     Государственная служба занятости является структурой особых государственных органов, призванных обеспечить решение вопросов занятости  населения, координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки и оказании социальной поддержки безработным. Служба занятости работает как организация  публичной власти в силу прямого  указания закона, и рассматривается  как универсальный поставщик  государственных услуг соискателям  работы. Особое положение в деятельности службы занятости занимает работа со слабо защищёнными категориями населения на рынке труда: инвалидами, молодёжью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста, гражданами, долгое время не имеющими работу.

Для представителей вышеперечисленных социальных групп  служба занятости разрабатывает  и реализует специальные программы. Значительное внимание службой занятости  отводится работе с инвалидами, составлению  индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с  учётом имеющихся медицинских противопоказаний.

         Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу. Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.

Влияние государственного регулирования в  сфере занятости идёт по следующим  важнейшим направлениям:

     1) программы по стимулированию  повышения занятости и увеличению  числа рабочих мест в госсекторе;

     2) программы по подготовке и  переподготовке рабочих кадров;

     3) программы содействия найму рабочей  силы.

Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими  способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. 6

     а) Пособие по безработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.

     б) Денежная поддержка. Это вторая ступень  финансовой помощи гражданам, не имеющим  работы. В некоторых странах она  представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.

     в) Материальная помощь. Если тот или  иной человек не работает и не может  по какому-либо основанию:

     1. получать пособие и денежную  поддержку;

     2. найти работу;

     3. срок получения пособия истёк

     То  государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума. При всей значительности работы по оказанию материальной поддержки безработным и их трудоустройству наиболее эффективная мера, направленная на предупреждение и амортизацию последствий безработицы – профессиональная подготовка, переподготовка и переобучение безработных. Расширение переподготовки безработных, как одно из основных направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетами развития национальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Направления

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

· трудоустройство  незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

· стимулирование образования гибкого рынка труда;

· социальная защита от безработицы.

Большое влияние на рынок труда оказывают  государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «прожиточного минимума». Значительная и посреднически - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка. Многие государства предпринимают следующие действия: 7

1. Сокращают  законодательно установленную продолжительность  рабочего времени в период  массовой безработицы;

2. Рекомендуют  осуществлять на предприятиях  «разделение рабочих мест» между  тружениками (для увеличения занятости);

3. Досрочно  увольняют на пенсию работников  государственного сектора экономики,  которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

4. Создают  новые рабочие места и организуют  общественные работы (в области  инфраструктуры - для постройки высококачественных  дорог и т.п.) особенно для хронически  безработных и молодежи;

5. Сокращают  предложение рабочей силы на  рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать  и стимулируют репатриацию (возвращение  на родину) иностранцев и др.

Видное  место на сегодняшний день в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

1) регистрация  безработных;

2) регистрация  вакантных мест;

3) трудоустройство  безработных и других лиц, желающих  получить работу;

4) изучение  конъюнктуры рынка труда и  предоставление информации о  ней;

5) тестирование  лиц, желающих получить работу;

6) профессиональная  ориентация и профессиональная  переподготовка безработных;

7) выплата  пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Инструменты 

     Можно указать на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В - первых, широкое распространение  общего государственного планирования с применением целевых установок  и ориентированных показателей. При этом общее государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая  деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической  политики. Все это способствует более  динамичному и поступательному  развитию рыночного хозяйства. Следует  отметить, что современная система  национальных счетов, на которую переходит  Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета  в качестве основного инструмента  всей системы государственного регулирования  рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью  которой является достижение согласованности  интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика.

     Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время  была связана с государством как  крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

     Целенаправленное  воздействие на организационной аспект фунционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

     Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней  трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

     В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

 

Заключение: 

     В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не порождает сомнений. Отдельно следует отметить, что те меры, предпринимаемые  государством, путём воздействия  на рынок труда, должны соответствовать  интересам и наёмных работников, и предпринимателей. Государству  на рынке труда надлежит выступать  в качестве законодателя и арбитра, не выказывая предпочтений ни одной, ни другой стороне. Соблюдение этого  принципа является неимоверно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовых отношений и создания реальных предпосылок, обеспечивающих действительное равенство  сторон на рынке труда.

Информация о работе Государственное регулирование коллективно-договорного процесса