Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:30, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.  Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников.  При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.
предложения рабочих мест, соглашения на рынке труда в сфере организации и оплаты труда.
3.Организационно-правовой элемент механизма регулирования занятости
заключается 
в принятии соответствующих 
Проблема создания эффективного механизма регулирования рынка издавна
привлекала к себе внимание ученых. Разные экономические школы выделяют
разные 
причины возникновения 
различные теории относительно регулирования рынка труда. В классической
теории 
безработица является результатом 
требований рабочей силы более высокой 
зарплаты. Регулятором здесь выступает 
лишь рынок рабочей силы, т. е. речь идет 
о саморегулировании рынка. Избыток предложения 
рабочей силы в данном случае приведет 
к снижению цены до точки равновесия. Тем 
самым, безработица, снижая уровень заработной 
платы, повышает уровень занятости. 
5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1 
Меры  
Важнейшей деятельностью государства на рынке труда служит разработка, и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.
     Для 
осуществления государственной 
политики в области занятости 
населения и обеспечения 
     Государственная 
служба занятости является структурой 
особых государственных органов, призванных 
обеспечить решение вопросов занятости 
населения, координацию, регулировать 
спрос и предложение на рабочую 
силу, содействовать неработающим гражданам 
в трудоустройстве, организации 
их профессиональной подготовки и оказании 
социальной поддержки безработным. 
Служба занятости работает как организация 
публичной власти в силу прямого 
указания закона, и рассматривается 
как универсальный поставщик 
государственных услуг 
Для представителей 
вышеперечисленных социальных групп 
служба занятости разрабатывает 
и реализует специальные 
Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу. Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.
Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:
     1) 
программы по стимулированию 
повышения занятости и 
2) программы по подготовке и переподготовке рабочих кадров;
     3) 
программы содействия найму 
Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. 6
а) Пособие по безработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.
б) Денежная поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие и денежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок получения пособия истёк
     То 
государство выделяет безработному и 
его семье: некоторые денежные средства; 
выдаёт талоны на питание; оплачивает 
некоторые коммунальные услуги: частично 
погашает квартплату и т.д. Все это проводится, 
чтобы поддержать безработного хотя бы 
на уровне прожиточного минимума. При 
всей значительности работы по оказанию 
материальной поддержки безработным и 
их трудоустройству наиболее эффективная 
мера, направленная на предупреждение 
и амортизацию последствий безработицы 
– профессиональная подготовка, переподготовка 
и переобучение безработных. Расширение 
переподготовки безработных, как одно 
из основных направлений активной государственной 
политики занятости, должно сопровождаться 
их ориентацией на обучение только по 
перспективным специальностям в соответствии 
с приоритетами развития национальной 
экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2 Направления
Государственное 
регулирование рынка труда 
· трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
· стимулирование 
образования гибкого рынка 
· социальная защита от безработицы.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «прожиточного минимума». Значительная и посреднически - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка. Многие государства предпринимают следующие действия: 7
1. Сокращают 
законодательно установленную 
2. Рекомендуют 
осуществлять на предприятиях 
«разделение рабочих мест» 
3. Досрочно 
увольняют на пенсию 
4. Создают 
новые рабочие места и 
5. Сокращают 
предложение рабочей силы на 
рынке труда; ограничивают 
Видное 
место на сегодняшний день в регулировании 
занятости занимает биржа труда. 
Биржа труда - учреждение, осуществляющее 
посредничество между рабочими и 
предпринимателями при 
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство 
безработных и других лиц, 
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата 
пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.3 
Инструменты 
     Можно 
указать на следующие основные инструменты 
государственного регулирования, так 
или иначе применяемого во многих 
странах с развитой рыночной экономикой. 
В - первых, широкое распространение 
общего государственного планирования 
с применением целевых 
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект фунционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
     Одним 
из важнейших направлений 
В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.
 
Заключение: 
     В 
современных условиях экономического 
и социального развития необходимость 
государственного регулирования рынка 
труда не порождает сомнений. Отдельно 
следует отметить, что те меры, предпринимаемые 
государством, путём воздействия 
на рынок труда, должны соответствовать 
интересам и наёмных 
Информация о работе Государственное регулирование коллективно-договорного процесса