Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:30, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников. При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.
предложения рабочих мест, соглашения на рынке труда в сфере организации и оплаты труда.
3.Организационно-правовой элемент механизма регулирования занятости
заключается
в принятии соответствующих
Проблема создания эффективного механизма регулирования рынка издавна
привлекала к себе внимание ученых. Разные экономические школы выделяют
разные
причины возникновения
различные теории относительно регулирования рынка труда. В классической
теории
безработица является результатом
требований рабочей силы более высокой
зарплаты. Регулятором здесь выступает
лишь рынок рабочей силы, т. е. речь идет
о саморегулировании рынка. Избыток предложения
рабочей силы в данном случае приведет
к снижению цены до точки равновесия. Тем
самым, безработица, снижая уровень заработной
платы, повышает уровень занятости.
5
3.1
Меры
Важнейшей деятельностью государства на рынке труда служит разработка, и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.
Для
осуществления государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
Государственная
служба занятости является структурой
особых государственных органов, призванных
обеспечить решение вопросов занятости
населения, координацию, регулировать
спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки и оказании
социальной поддержки безработным.
Служба занятости работает как организация
публичной власти в силу прямого
указания закона, и рассматривается
как универсальный поставщик
государственных услуг
Для представителей
вышеперечисленных социальных групп
служба занятости разрабатывает
и реализует специальные
Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу. Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.
Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:
1)
программы по стимулированию
повышения занятости и
2) программы по подготовке и переподготовке рабочих кадров;
3)
программы содействия найму
Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. 6
а) Пособие по безработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.
б) Денежная поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие и денежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок получения пособия истёк
То
государство выделяет безработному и
его семье: некоторые денежные средства;
выдаёт талоны на питание; оплачивает
некоторые коммунальные услуги: частично
погашает квартплату и т.д. Все это проводится,
чтобы поддержать безработного хотя бы
на уровне прожиточного минимума. При
всей значительности работы по оказанию
материальной поддержки безработным и
их трудоустройству наиболее эффективная
мера, направленная на предупреждение
и амортизацию последствий безработицы
– профессиональная подготовка, переподготовка
и переобучение безработных. Расширение
переподготовки безработных, как одно
из основных направлений активной государственной
политики занятости, должно сопровождаться
их ориентацией на обучение только по
перспективным специальностям в соответствии
с приоритетами развития национальной
экономики.
3.2 Направления
Государственное
регулирование рынка труда
· трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
· стимулирование
образования гибкого рынка
· социальная защита от безработицы.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «прожиточного минимума». Значительная и посреднически - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка. Многие государства предпринимают следующие действия: 7
1. Сокращают
законодательно установленную
2. Рекомендуют
осуществлять на предприятиях
«разделение рабочих мест»
3. Досрочно
увольняют на пенсию
4. Создают
новые рабочие места и
5. Сокращают
предложение рабочей силы на
рынке труда; ограничивают
Видное
место на сегодняшний день в регулировании
занятости занимает биржа труда.
Биржа труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство
безработных и других лиц,
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата
пособий.
3.3
Инструменты
Можно
указать на следующие основные инструменты
государственного регулирования, так
или иначе применяемого во многих
странах с развитой рыночной экономикой.
В - первых, широкое распространение
общего государственного планирования
с применением целевых
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект фунционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним
из важнейших направлений
В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.
Заключение:
В
современных условиях экономического
и социального развития необходимость
государственного регулирования рынка
труда не порождает сомнений. Отдельно
следует отметить, что те меры, предпринимаемые
государством, путём воздействия
на рынок труда, должны соответствовать
интересам и наёмных
Информация о работе Государственное регулирование коллективно-договорного процесса