Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:30, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников. При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.
Введение
Проблема
рынка труда, занятости и безработицы
являются одной из важнейших социально-
Нельзя
не заострить внимание на роли государства
в механизме социального
1) упорядочить связи социальных партёров;
2)
стимулировать развитие
3)
содействовать достижению
Необходимость вмешательства государства в сферу занятости вызвана также предохранением национального рынка труда. Организация работы по выдаче разрешений организациям и предприятиям на право получения лицензии для реализации деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а также по выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим и использующим в России труд иностранных граждан, реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»2 и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».3
Учитывая
состояние современного рынка труда
в России, необходимо признать активную
роль государства в этой сфере. Решение
проблем занятости
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Можно
выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке
труда: во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами. Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика. 4
Государственное
регулирование рынка труда
Методы
государственного регулирования
рынка труда - способы воздействия государства
на рынок труда. Различают два основных
типа воздействия - прямое и косвенное.
В общей системе государственного регулирования
рынка труда можно выделить два основных
типа воздействия: прямое и косвенное.
Прямое воздействие носит регулирующий
и корректирующий характер и заключается
в организации общественных работ, стимулирование
создания новых рабочих мест в негосударственном
секторе, развитие системы производственного
обучения и переподготовки, стимулирование
или , наоборот, сдерживание развития производства
в тех или иных регионах, регламентация
продолжительности рабочего дня, недели,
месяца, международной миграции трудовых
ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенное воздействуют на рынок труда,
изменяя условия хозяйствования в
сторону стимулирования или торможения
экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная
политики, госзакупки, политика в области
амортизации основных фондов, стимулирование,
опытно-конструкторских разработок, бюджетное
субсидирование ряда отраслей. Если прямое
воздействие оказывает влияние в основном
на предложение труда, то косвенное –
на спрос.
2.
Сущность и виды политики
занятости
Политика
занятости — это совокупность
мер прямого и косвенного воздействия
на социально-экономическое
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Внешне оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
2.1 Активная форма
Мероприятия по активной политике занятости имеют следующие направления:
2.2
Пассивная форма
Мероприятия по пассивной политике занятости, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы имеют следующие направления:
3. Механизм регулирования рынка труда
Механизм регулирования в сфере трудовых отношений должен быть открытой системой, определяемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними, он должен не воспроизводить исходное явление, а порождать новую серию явлений. В данном контексте в качестве субъектов выступают три стороны: работодатель, наемные рабочие и государство, которые в процессе трудовых отношений имеют возможность сознательно принимать решения. Механизм регулирования занятости включает весь спектр социально-экономических отношений данных субъектов, а также юридических, организационных и психологических приемов, методов и инструментов, обеспечивающих их функционирование в системе трудовых отношений.
Можно выделить 4 элемента механизма регулирования занятости:
1.Социально-экономический, организационно-правовой и психологический
(идеологический).
2.Социально-экономический элемент механизма регулирования занятости
охватывает регулирование трудовых отношений между работниками,
работодателями и государством в целях достижения соответствия спроса и
Информация о работе Государственное регулирование коллективно-договорного процесса