Государственное регулирование коллективно-договорного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:30, реферат

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников. При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование рынка труда.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

Введение 

     Проблема  рынка труда, занятости и безработицы  являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком  прошлом считалось, что у нас  осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости  и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

Нельзя  не заострить внимание на роли государства  в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование  коллективно-договорного процесса ставит целью:

     1) упорядочить связи социальных  партёров;

     2) стимулировать развитие коллективно-договорного  регулирования;

     3) содействовать достижению фактического  равенства партнёров путём установления  определённых гарантий для представителей  работников.1 При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.

     Необходимость вмешательства государства в  сферу занятости вызвана также  предохранением национального рынка  труда. Организация работы по выдаче разрешений организациям и предприятиям на право получения лицензии для  реализации деятельности, связанной  с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а также  по выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим и использующим в России труд иностранных  граждан, реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»2 и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».3

     Учитывая  состояние современного рынка труда  в России, необходимо признать активную роль государства в этой сфере. Решение  проблем занятости обусловливается  общей экономической и активной социальной политикой государства. Все государственные меры призваны умерить или нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований, происходящих в России. 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование, его  основные цели и задачи
 

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке  труда: во-первых, достижение такого соотношения  между спросом и предложением труда, а также его активной и  резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с  другой –  сохраняются эффективные стимулы  к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной  и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки  для повышения эффективности  всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость  интеграции России в международную  систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами. Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и производительное потребление.  При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика. 4

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость  в государственном секторе экономики  и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

Методы государственного регулирования рынка труда - способы воздействия государства на рынок труда.  Различают два основных типа воздействия - прямое и косвенное. В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. 

2. Сущность и виды политики занятости 

Политика  занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия  на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого  его члена в отдельности и  мероприятий, направленных на улучшение  распределения рабочей силы и  поддержание эффективной занятости. Стратегические цели политики занятости: сокращение безработицы; полное использование недоиспользуемой рабочей силы; создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости; инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников.

Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в  определенной степени от уровня эффективности  правового регулирования, от реального  соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию  и возможностям общества и государства  по обеспечению поступательного  развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована  с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам  и стратегии реализации. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Внешне оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

2.1 Активная форма

Мероприятия по активной политике занятости имеют  следующие направления:

  • Содействие трудоустройству. Специалисты службы занятости помогают людям, обратившимся в ее представительства на местах, подобрать работу с учетом профессиональных навыков, уровня подготовки, опыта работы и, конечно, личных пожеланий обратившихся. Для тех, кто не нашел подходящей работы, организуются курсы переподготовки по различным специальностям. Главная задача работы службы занятости – содействие в трудоустройстве: поиск подходящих рабочих мест для граждан; подбор работников, обладающих подходящими навыками и умениями, для работодателей.
  • Взаимодействие с работодателями. Размещение работодателями сведений о вакантных должностях в информационном пространстве центра занятости, взаимное консультирование и обмен информацией, подбор центром занятости кандидатов на вакантные рабочие места, подбор и организация профессиональной подготовки специалистов на конкретные рабочие места.
  • Профессиональное обучение. Центром занятости ведется обучение и переобучение граждан в целях приобретения знаний и навыков, наиболее востребованных на рынке труда. Обучение ведется по различным специальностям. Переквалификация безработных позволяет им приобрести более востребованную и высокооплачиваемую специальность, а также формирует основу для преодоления острого дефицита работников на рынке труда в будущем.
  • Профессиональная ориентация. Помогает качественно подготовиться к выбору и смене профессии, к перемене рабочего места. С ее помощью граждане могут обнаруживать и развивать профессиональные способности, а также свободнее ориентироваться на рынке труда.
  • Общественные работы. Организация и проведение оплачиваемых общественных работ как одна из форм создания дополнительных рабочих мест прочно утвердилась в качестве важного направления работы. Наиболее перспективное направление активной политики занятости, на которое государством выделяется наибольший объем средств. 
  • Информирование о рынке труда. Успешное трудоустройство – это прежде всего достоверная и своевременная информация. Сведения о вакансиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, переобучения и участия граждан в общественных работах размещены на информационных стендах и доступны всем.
  • Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Значительное число граждан нуждается в дополнительной помощи: кто-то в силу слабого здоровья (инвалиды), кто-то – в силу специфики профессиональной деятельности (как, например, военные).
  • Содействие самозанятости и предпринимательской деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Пассивная форма 

Мероприятия по пассивной политике занятости, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы имеют следующие направления:

  • субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование);
  • оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;
  • социальная защита (выплата пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.  Механизм регулирования рынка труда

Механизм  регулирования в сфере трудовых отношений должен быть открытой системой, определяемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними, он должен не воспроизводить исходное явление, а порождать новую серию явлений. В данном контексте в качестве субъектов выступают три стороны: работодатель, наемные рабочие и государство, которые в процессе трудовых отношений имеют возможность сознательно принимать решения. Механизм регулирования занятости включает весь спектр социально-экономических отношений данных субъектов, а также юридических, организационных и психологических приемов, методов и инструментов, обеспечивающих их функционирование в системе трудовых отношений.

Можно выделить 4 элемента механизма регулирования занятости:

1.Социально-экономический, организационно-правовой и психологический

(идеологический).

2.Социально-экономический элемент механизма регулирования занятости

охватывает  регулирование трудовых отношений  между работниками,

работодателями  и государством в целях достижения соответствия спроса и

Информация о работе Государственное регулирование коллективно-договорного процесса