Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Английский экономист Л. Роббинс утверждал: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Минимизация затрат и максимизация выгоды - вот суть рационального экономического поведения.

Работа содержит 1 файл

Контр раб по ГРЭ.docx

— 74.42 Кб (Скачать)

Основное требование к  бюджетной политике – гарантированное  исполнение принятых расходных обязательств,  сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов  и планируемых результатов государственной  политики.

Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе  о необходимости последовательного  сокращения размера дефицита федерального бюджета.

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2012-2014 годах  обусловлено более низкими темпами  роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения с 2012 года  полиции за счет средств федерального  бюджета;

- поддержке инновационного  и инвестиционного развития.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в  соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика 

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3


Крупнейшими направлениями  расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы  на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Формирование объема и  структуры расходов федерального бюджета  на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение «базовых»  объемов бюджетных ассигнований  на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового» объема  бюджетных ассигнований на 2014 год,  исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

3) уточнение базовых объемов  бюджетных ассигнований на 2012 –  2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового  обеспечения полиции на федеральный  бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих,  с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных  нормативных и приравненных к  ним обязательств;

– компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов с учетом снижения  на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  с 34% до 30%,  а для малого бизнеса  и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области  социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);

– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы денежного  довольствия военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов;

– уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения  ряда новых расходных обязательств.

Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в  том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.

Темпы роста доходов  и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

95,1

95,0

97,2

102,6

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

116,5

125,1

128,6

130,1

Расходы в реальном выражении (без  учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

113,7

117,1

123,3

126,6

131,1


3. Проблемы эффективного использования государственной собственности.

С конца 80-х годов в  социалистических странах обозначился  переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла  концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.

Возрождение различных форм частной  собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рыночные отношения страна вступила не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

В России приватизация началась в  октябре 1992 г. Первым ее этапом стала  так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

Второй этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

1. 75% предприятий находились  в собственности трудовых коллективов,  которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

2. Большое количество  акций приобрели за ваучеры  мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

3. Инвесторы не хотят  вкладывать деньги в убыточные  и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты  коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в  порядке приватизации. Считать залоговые  аукционы формой приватизации следует  потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

Результаты приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%, общей стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний день контрольный пакет акций остался  у государства в 4,1% предприятий.

Информация о работе Государственное регулирование экономики