Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа
Английский экономист Л. Роббинс утверждал: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Минимизация затрат и максимизация выгоды - вот суть рационального экономического поведения.
Основное требование к
бюджетной политике – гарантированное
исполнение принятых расходных обязательств,
сохранение долгосрочной сбалансированности
доходов и расходов, формирование
бюджетных расходов, исходя из приоритетов
и планируемых результатов
Основные параметры
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение прогнозируемого
поступления нефтегазовых доходов
в процентах к ВВП в 2012-2014 годах
обусловлено более низкими
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
- безусловного исполнения
законодательно установленных
- обеспечения
- индексации в 2012 году
фондов оплаты труда
- обеспечения реализации
программ модернизации
- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечения реформы
денежного довольствия
- обеспечения с 2012 года
полиции за счет средств
- поддержке инновационного и инвестиционного развития.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Условно утвержденные |
343,3 |
833,6 |
|||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 387,3 |
105,8 |
13 749,4 |
102,7 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
847,9 |
832,9 |
98,2 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
1 853,3 |
121,8 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,5 |
1 822,0 |
146,3 |
1 981,2 |
108,7 |
2 072,5 |
104,6 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
1 797,2 |
93,3 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274,3 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
21,7 |
122,7 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
551,9 |
603,5 |
109,3 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
85,8 |
86,2 |
100,5 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
470,1 |
551,1 |
117,2 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 205,5 |
3 895,9 |
121,5 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
40,8 |
94,5 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
119,8 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
145,7 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых»
объемов бюджетных
2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:
– передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;
– индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);
– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
– проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
– уточнения бюджетных
Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
75,6 |
95,1 |
95,0 |
97,2 |
102,6 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
116,5 |
125,1 |
128,6 |
130,1 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
113,7 |
117,1 |
123,3 |
126,6 |
131,1 |
3. Проблемы эффективного использования государственной собственности.
С конца 80-х годов в
социалистических странах обозначился
переход к коренному
Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.
Возрождение различных форм частной
собственности путем
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
1. 75% предприятий находились
в собственности трудовых
2. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
3. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Результаты приватизации:
в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано
39 тыс. предприятий, путем акционирования
— 31%, продажи — 69%, общей стоимостью
753 млрд. рублей. На сегодняшний день
контрольный пакет акций