Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики -- это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

1. Различные теории государственного регулирования экономики.
o 1.1 Меркантилисты.
o 1.2 Классическая теория.
o 1.3 Кейнсианская теория.
o 1.4 Неоклассическая теория.
 2. Объекты государственного регулирования экономики
 3. Границы вмешательства государства в экономику.
o 3.1 Перераспределение доходов.
o 3.2 Конкуренция
o 3.3 Инфляция и цикличность
o 3.4 Развитие фундаментальных научных исследований
o 3.5 Реализация национальных интересов
 4. Цели государственного регулирования экономики
 5. Средства государственного регулирования экономики
 6. Механизм государственного регулирования политики цен
 7. Создание и регулирование правовой базы экономики
o 7.1 Антимонопольное регулирование
o 7.2 Макроэкономическая стабилизация
o 7.3 Воздействие на размещение ресурсов и доходов
 8. Социальная политика государства.
 9. Финансовая политика государства
o 9.1 Налоги
o 9.2 Государственный бюджет
 Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Нац экономика.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.

Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Следует также отметить, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.

Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):

· пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

· регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

· прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом..

9.2 Государственный бюджет

Государственный бюджет -- это подлежащая перераспределению часть националь-ного дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчетный период

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

· неоправданно дорогостоящие социальные программы;

· крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

· спад общественного производства;

· рост предельных издержек общественного производства;

· массовый выпуск обесценивающихся денег;

· огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными элементами экономической системы.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую направленность.

В данный момент все большую популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.

Существует также концепция, связаная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.

Не смотря на все эти концепции бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям для государств, поскольку нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг -- это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг очень тесно связаны.

В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

Казахский Национальный Педагогический Университет им.Абая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Государственное регулирование национальной экономики»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:     студ. 2 курса   ,1 гр.                

Бейсенбаев Максат

 

 

                                                                    Проверила:   Айтжанова А.Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2010г.

Список используемой литературы

 

1.                  Яковлев А.Е., Волков Б.И., Львов И.В. Методология и методы оценки развития хозяйственных субъектов национальной экономики. Учебное пособие. Москва. 2006г.

2.                  Архипов А. И. Экономика. Москва. 1998г.

3.                  Бусыгин А. Н. Предпринимательство. Основной курс. Москва. 1997г.

4.                  Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18. партнёрство государства и частного сектора.

5.                  Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста: 2-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2004г.

6.                  Кэмбелл Р., Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Москва. ИНФРА-М, 2002г.

7.                  Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Начала экономики. Москва. Высшая школа, 2004г.

 



Информация о работе Государственное регулирование экономики