Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:20, контрольная работа
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории.
Как свидетельствует мировая практика начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно - хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов.
Установление
экономических нормативов и надзор
за их соблюдением с целью
4.2
Государственное регулирование
в сфере инвестиций
Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.
Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор – право. Следовательно, юридической формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.
Так как государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности – одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Государственная
инвестиционная политика должна быть
нацелена на создание благоприятного
инвестиционного климата в
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
Реализация
инвестиционной политики по сути своей
направлена на улучшение социально-
Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.
4.3 Государственное регулирование цен
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
Цели
государственного регулирования состоят
в том, чтобы не допустить инфляционного
роста цен в результате возникновения
устойчивого дефицита, резкого роста цен
на сырье и топливо, монополизма производителей,
способствовать созданию нормальной конкуренции,
ориентирующей на использование достижений
научно-технического прогресса.8
Важной задачей при этом является достижение
определенных социальных результатов,
в частности, поддержание прожиточного
минимума, обеспечение возможности приобретения
в достаточном количестве товаров первой
необходимости.
4.4 Валютное регулирование
Необходимость
валютного регулирования заключается
в стремлении стран и банков минимизировать
валютные риски. Валютные ограничения
— это законодательное или административное
запрещение, лимитирование и регламентация
операций резидентов и нерезидентов с
валютой и другими валютными ценностями.
Валютные ограничения — одна из форм валютной
политики. Они закрепляются валютным законодательством
страны, являются объектом межгосударственного
регулирования, главным образом, через
МВФ. Валютные ограничения преследуют
разнообразные цели: выравнивание платежного
баланса, поддержание валютного курса,
концентрацию валютных ценностей для
решения государственных текущих и стратегических
задач. Содержание валютных ограничений
определяется их основными принципами:
централизация валютных операций в центральном
и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование
валютных операций, требование предварительного
разрешения органа валютного контроля
для приобретения иностранной валюты;
блокирование и введение разных категорий
валютных счетов — блокированных, внутренних
(в национальной валюте), клиринговых,
свободно конвертируемых и т.д.; ограничение
конвертируемости валюты.
4.5
Государственное регулирование
в сферах естественной
монополии
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
В
Российской Федерации система
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
-
ценовое регулирование,
-
определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Существует несколько причин экономического регулирования.
-
обеспечение баланса интересов
потребителей (доступные цены) и
регулируемые предприятий (
-
определение структуры тарифов
на основе принципов
-
стимулирование предприятий к
сокращению издержек и
- создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям)
Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом.
Для
обеспечения приемлемого
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким
образом, цель государственного регулирования
естественных монополий состоит
в том, чтобы защитить общество от
их всевластия на рынках путем регулирования
цен и регламентации качества
обслуживания.
Глава
5. Методы государственного
регулирования рыночной
экономики
Государство
выполняет свои функции, применяя различные
методы, к которым рыночная система
предъявляет различные
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы
не должны ослаблять или заменять рыночные
стимулы, их следует применять по правилу
«не мешай рынку». Если государство игнорирует
это требование, не обращает внимание
на то, как действие регуляторов отражается
на механизме рынка, последний начинает
давать сбои.
5.1 Административные методы
Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.