Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:20, контрольная работа
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории.
Как свидетельствует мировая практика начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно - хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов.
Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти области.
3.1 Перераспределение доходов
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка. (Приложение 2)
Во всех перечисленных случаях
государство вправе вмешаться
в перераспределение доходов,
ибо то, что справедливо с позиции
рыночного механизма,
3.2
Занятость
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.
Монополизм и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики.
Развитие фундаментальных
Государство проводит
3.3
Реализация национальных
интересов в мировой
экономике
Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Таковы в общих чертах верхние
максимально допустимые
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Основными направлениями
3.4
Обеспечение нормальных
условий работы рыночного
механизма
Что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
Выполнение функций,
Разработка, принятие
и организация выполнения
хозяйственного законодательства,
т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы
и др.
3.5 Инструментарий государственного регулирования
Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:
Систему
документов, регламентирующих социально-экономическое
развитие страны можно представить
следующим образом (Приложение 3).6
Глава 4. Сферы государственного регулирования
Задачи
государственных органов
по регулированию национальной
экономики
Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница состоит лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Но даже в Соединенных Штатах Америки государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.
Основным инструментом государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая
группа этих методов имеет свои особенности
и целесообразные границы применения.
4.1
Государственное регулирование
банковской деятельности
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции.7 Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.
Одна из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие Центрального