Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:39, реферат
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В
современных условиях ГРЭ является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование
экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и
остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в
конкретный период.
прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок
сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости
основных средств от их реальной цены.
Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного
капитала широко используется во всех развитых странах как средство
государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для
стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в
производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы
благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы
по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений
от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть
повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве
инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета
на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а
также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в
государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ.
Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов,
целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых
всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного
капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры,
которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и
энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а
оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора - это
пакеты акций смешанных частично государственных компаний. Существование в
условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности
руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм,
позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно
используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда
частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом
государство стремится противодействовать спаду производства и росту
безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной
политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех
отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные
фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит
повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из
инструментов перераспределения ВВП.
Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры
стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического
опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и
инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры
по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику
страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в
международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных
объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики
могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной
интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того
или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.
Государственное экономическое программирование.
Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование.
Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов
ГРЭ. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и
органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые
средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых
программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные
направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные.
Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как
правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные
программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса,
массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило,
средствами административного регулирования. Практически во всех странах с
рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру,
приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ.
Субъектами экономического программирования являются государственные
учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и
контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным
органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов
также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ
также широко привлекаются представители центрального банка, союзы
предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и
финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное
экономическое программирование является достаточно эффективным при решение
ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование
может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно -
стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством
решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы
обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.
Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать
противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных
государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы
и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и
неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,
положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления
тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие
органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп.
Механизм государственного регулирования политики цен.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и
производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит
глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с
инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и
смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной
экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,
отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен
могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный
конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат
генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и
пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных
железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных
запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное
налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, -
вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки
регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой
политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих
развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие
государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,
и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным
элементом ГРЭ. Государственные мероприятия по регулированию цен могут
носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые
парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными
субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого
права уполномоченные государственные органы осуществляют административную
деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен
осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой
стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят
известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные
органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых
законопроектов.
Наблюдение и воздействие на цены.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной
активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит
основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.
Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.
Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-
исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям
международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и
социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения
индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а
также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и
национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие
на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во
внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,
варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены
оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы
цели они ни служили.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного
правительственными органами завышения издержек производства через включения
в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие
фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “
издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )
издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате
объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен
становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю
отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной
конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования
является государственная политика установления цен на так называемые
акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий, ценовые,
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в
отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,
например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей
строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями
или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,
устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые
становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную
стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и
дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное
воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта,
освобождение экспорта от налогов , а в некоторых странах – экспортные
субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов