Государственное регулирование экономики США

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются предпосылки для регулирования отдельных отраслей экономики в США, основные причины, цели и механизмы государственного регулирования. .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Цели и объекты государственного регулирования,
его необходимость 5-11
1.2. Органы государственного регулирования 11-14
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ США 15
2.1. Механизм ценообразования 15-16
2.2. Условия доступа частного капитала в
регулируемые отрасли 16-18
2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели) 18-23
ГЛАВА 3. ФРС И КРИЗИС В США 24
3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль 24-26
3.2. Возможные последствия решений ФРС 27-29
3.3. Кризис в США(прогнозы кризиса) 29-31
3.4 Антикризисная политика 31-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34-35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.Государственное регулирование экономики США.docx

— 393.14 Кб (Скачать)

     Одновременно  растет денежная масса, хотя значительно  более медленными темпами, чем денежная база, поскольку в кризисных условиях участники рынка неохотно расстаются с ликвидностью, которая в результате поступает в экономику ограниченно, что отражается в снижении мультипликатора — с 9 в июля 2008 года  до 5 в февраля 2009 года (рис.3.3)

     

              Рис. 3.3 Снижение мультипликатора  

         3.3.  Кризис в  США(прогнозы кризиса)

     Финансовый  кризис в США начался в конце 2006 года с ипотечного кризиса в  секторе subprime (некачественные кредиты), который появился вследствие надувшегося пузыря на ипотечном рынке, вызванного низкой процентной ставкой ФРС, избытком ликвидности и легкомысленным отношением ипотечных компаний к заемщикам. А цепную реакцию по всему миру вызвал тот факт, что ипотечные компании, пытаясь выйти из тяжелой ситуации с некачественными ипотечными кредитами, стали продавать закладные по ипотеке институциональным инвесторам в США и других странах.

     Когда цены на недвижимость в США упали, компании купившие эти закладные, понести огромные убытки, так как цена недвижимости была намного ниже цены закладных. Американский ипотечный пузырь сдулся – пострадала вся мировая экономика. По сути, американские ипотечные компании набрали недобросовестных, малообеспеченных спекулятивных клиентов, а когда долги перестали отдавать, перепродали закладные другим компаниям по всему миру, которые понесли на себе гигантские убытки.

     Из  анализа статистических данных следует ,что первичной причиной кризиса США  стало банальное перепроизводство продукции строительной и автомобильной индустрии ,которое происходит циклично с периодом  в несколько лет  .Почему же в этот раз последствия подобного перепроизводства были столь неприятными ? При появлении первых симптомов рыночные механизмы не сообщили о неблагополучии этих секретов из-за неправильной оценки состояния экономики ,связанной не только с качеством финансовых механизмов ,но и с некорректным выбором показателей ее динамики .Торгово-промышленный кризис  в строительной и автомобильной индустрии послужил «пусковым крючком» финансового кризиса США ,который потом трансформировался в общий финансово-промышленный кризис .

     Неработоспособность финансовых механизмов управления экономикой была вызвана следующими причинами . Многолетняя социальная политика государства была направлена на смягчение влияния циклически повторяющихся явлений перепроизводства  и решение социального вопроса –предоставления жилья неимущим слоям населения .Доказательством  существования перепроизводства служит табл.1,приложения 1 .Результатами такой политики стали постоянный рост основных официальных показателей –ВВП и ВВП на душу населения –и улучшение социального климата в стране .Но одновременно были разрушены рыночные механизмы ,осуществлявшие функции обратной связи  в системе управления ,возникла высокая скрытая инфляция .Усложнение рыночных механизмов привело к уменьшению рисков кредитования  .С ростом ВВП снижался коэффициент полезного действия системы управления экономикой .

     Более 63 % среднегодового прироста ВВП США  за 1995-2000 гг. обеспечивали финансовые услуги ,страхование ,продажа ,аренда недвижимости и торговля (таблица 1).Т.о. ,коэффициент полезного действия за эти годы снизился с 83% до 67% ,то есть экономика стала менее эффективной из-за неконтролируемого развития рыночных механизмов  и уменьшения отдачи от их использования при обслуживании реального сектора .(см.приложение 2)

     Конечно же задолго до начала кризиса в мире покатились волны прогнозов кризиса, систем выхода из него или хотя бы его ослабления. Ершов М. в одной из статей выразил свою точку зрения: «Имея в виду системные угрозы , которые давно формировались в мире ,мы в 2000 году предупреждали, что «мировая валютная система стоит перед реальной  перспективой полномасштабного  валютного кризиса , и от того .насколько адекватными и согласованными  будут принимаемые основными государствами шаги ,зависит возможность смягчения форм его проявления и предотвращения разрушительных последствий для мировой экономики в целом» .Тогда же мы подчеркивали ,что «перспективы американского доллара и как следствие всей мировой валютной системы в целом выглядит весьма проблематично»На такие риски стали все чаще указывать эксперты и практики .Так ,П.Волкер (в прошлом глава ФРС) писал ,что «существует 75-процентная вероятность валютного кризиса в США в течение 5 ближайших лет»

     В прикладном плане многие попытки  оценить перспективы развития на финансовом рынке  не были успешными .Выступая на слушаниях в конгрессе  США   по проблемам кризиса ,А .Гринспен признал ,что на многие вещи  пришлось взглянуть по-другому и переоценить их .Причем он указал на факт создания мощных моделей ,предназначенных для предсказания подобных событий ,авторы некоторых из них даже получили Нобелевские премии в области экономики .Тем не менее модели не смогли предупредить такого масштабного кризиса .»Все интеллектуальное задание обрушилось….поскольку модели основывались на данных последних 20-ти лет –периода эйфории» 

         3.4  Антикризисная  политика  

        Вначале антикризисная политика США сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0%.

           Как раньше упоминалось,кризис начался в ипотечном секторе США, быстро охватив всю финансовую систему. Основной акцент в антикризисной политике делается на поддержку банков. В конце октября прошлого года Конгрессом США был утвержден так называемый «план Полсона», согласно которому на стабилизацию банковской системы страны было выделено 700 миллиардов долларов, из них 350 миллиардов были израсходованы еще администрацией Джорджа Буша. Однако неэффективность этого плана проявилась достаточно скоро. Большая часть средств этой программы ушла на рекапитализацию банковской системы США. Уже в начале февраля Bloomberg сообщал, что эта программа обошлась американским налогоплательщикам как минимум в 78 миллиардов долларов убытков. В обмен на вливания размером 254 миллиарда долларов министерство финансов США получило активы на сумму 176 миллиардов.

          В феврале 2009  ФРС вырабатывает новую программу - Financial Stability Plan (FSP), которая должна была заменить действовавшую в 2008 году программу Troubled Assets Relief Program (TARP), также была призвана оживить потребительское кредитование, выдачу займов для малого бизнеса, а также помочь рынкам коммерческой недвижимости и ипотеки избежать окончательного краха.

           В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд. долл. предусмотрено выделить 237 млрд. долл. на налоговые субсидии для физических лиц. (для юридических лиц – только 51 млрд. долл.), на поддержку малоимущих – 82,5 млрд. долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) – 246 млрд. долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги,науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости планирует выкупить весной-летом этого года ипотечных бумаг на 750 млрд. долл., для чего придется резко увеличить выпуск долларов.

          Неэффективность подобной антикризисной политики в ракурсе стимулирования американской экономики в целом становилась все более очевидной. Уже неоднократно звучали требования , положиться на «волю рынка» и позволить обанкротиться неэффективным финансовым институтам. Но подобный вариант наталкивается на следующие обстоятельства. Во-первых, роль финансового сектора в обеспечении политической и экономической гегемонии США в мире, которой в этом случае будет нанесен весьма значительный ущерб. Во-вторых, значение финансового сектора в структуре экономики США и в обеспечении ее конкурентных преимуществ. Его значительное сокращение может привести и к снижению уровня конкурентоспособности американского бизнеса в целом, и к сокращению других секторов экономики. И в-третьих, пожалуй, самое главное, влияние финансовой олигархии на американскую политику в целом. Не случайно, принимаемые антикризисные меры направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать потери и риски наиболее крупных финансовых игроков.

           Как отмечает Джозеф Стиглиц: «Не надо путать спасение банкиров и акционеров со спасением банков. Америка могла бы спасти свои банки, бросив акционеров на произвол судьбы, за гораздо меньшие средства, чем она потратила». А Мартин Вулф считает: «Интересы финансистов сыграли решающую роль в формировании кризиса. Огромные богатства, которые создал и накопил американский финансовый сектор, придали банкирам чудовищный политический вес. Теперь же влиятельность финансового сектора мешает окончанию кризиса».

            Важным моментов является то ,что это «окончание кризиса» еще не близится к своему завершению .Если антикризисный  план администрации Обамы сработает и США удастся быстро выйти из рецессии ,то они могут стать локомотивом для мировой экономики .Нельзя не учитывать огромный товарооборот этой страны .В 2008 экспорт составил 1843 млрд .долл ,а импорт -2520 млрд .долл. .Любое сужение емкости американского рынка приводит к переориентации огромных международных товарных потоков Кризис подрывает глобальную цепь поставок  компонентов ,нанося ущерб промышленному производству партнеров .Не только для американксой экономики ,но и для мира в целом важно ,чтобы индекс потребительского доверия в США восстановился ,что увеличит внутренний спрос.

           Видимо, можно констатировать, что антикризисная политика в США направлена не столько на спасение американской экономики, сколько на спасение капиталов крупных финансовых инвесторов и сохранение их роли и влияния как в американской, так и в мировой экономике. А реализуется она прежде всего в двух направлениях – повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Как видно, в США достаточно высокий  уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных  в данной работе моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются  в регулируемые отрасли на конкурсной основе.

     С одной стороны это позволяет  государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие  товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и наконец третий аспект (ради чего все и затевалось) – достигается решение антимонопольных задач.

       Государственное вмешательство, т.е регулирование, в рыночную  экономику  необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой  рыночной  системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше,  и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы  .

     На  нынешнем  уровне   развития   рыночного   способа   производства   формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно .  Тем  не менее существует ряд сфер , вмешательство  государства  в  которые  жизненно необходимо . Это : перераспределение  доходов  и  ресурсов  ,  регулирование занятости  ,  антиинфляционная  и  антимонопольная  политика  ,  и многое другое . Генеральной   целью государственного регулирования экономики является стабильность  национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям .  Кроме того , на современном этапе именно  от  государственной экономической политики

 зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного  хозяйства  , а значит и всей страны.

     Также рассмотрены основы «Нового  курса» Рузвельта ,которые ,пусть даже и не все  ,но направили экономику ,социальную жизнь и политику США в новое русло ,на выход из кризиса ХХ века.

Кризис  в США был и есть самой важной проблемой последнего 5-летия в  США .Его влияние заметно сказывается на развитии экономики страны ,и не только страны ,но и всего мира ,причем весьма не положительно .Этот факт пока остается фактом ,который становится с каждым днем все  более непредсказуемым ,не дающим знать нам ,что же будет завтра . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

       Доля секторов экономики США в ВВП (в %)

     Сектор      1997      2002
     Финансовые и банковские услуги      2,4      7,6
     Недвижимость      7,5      12,6
     Торговля      7,2      12,7
     Оптовая торговля      1,6      6
     Розничная торговля      5,6      6,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вестник МГИМО – Университета, Антикризисная политика в России и США: сходство и различия. Булато А.С.,2009 №3-4(6-7).
  2. Вопросы экономики//Мировой финансовый  кризис:год спустя.Под ред. Абалкин Л.И.. 2009 №12 с.11-15,с.17
  3. Вопросы экономики //Кризис в США .Под ред. Абалкин Л.И.,  2008 №12 с24-25
  4.   История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. Крашенинниковова Н.А. и Жидкова О.А., - В 2-х т. – М., 1998. С.243-247
  5. История США в 4-х томах / под ред. Севостьянова Г.Н., -М., 1985,-т.3 с.326-335
  6. Мировая экономика  .Под ред.2004 с.243-244
  7. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность .Под ред.Кричекского С.Ю.,Плотницкого М.И.,Турбан Г.В. ,2006 ,с 93-97
  8. Журнал «Мировое и национальное хозяйство».№3-4(10-11)2009 с.33-35
  9. Экономика и управление в зарубежных странах.Нехамкин  А.Н. – 1999 - №12 - с. 19-24.
  10. Журнал «Экономическое обозрение» №2009 с.24-27
  11. www.av-rybin.livejournal.com
  12. www.akademout.ru
  13. www.ics2.ru
  14. www.mirec.ru
  15. www.mirovoy-crisis.ru
  16. www.panor.ru
  17. www.rewiev.uz
  18. www.rus-lib.ru
  19. www.window.edu.ru

Информация о работе Государственное регулирование экономики США