Государственное регулирование деятельности монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………….3

1 Монополии: сущность, виды……………………………………………….…..…5

1.1 Сущность монополий………………………………………………….…….…5

1.2 Формы и виды монополий…………………………………………….……...10

1.3 Монополия и конкуренция………………………………………………..….15

2 Государственное регулирование деятельности монополий………….………..21

2.1 Антимонопольное законодательство............................……………………...21

2.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе……………..26

Заключение………………………………………………………………...………..31

Список использованных источников……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Здоровая, нормальная конкуренция достигается при равенстве субъектов рыночных отношений, понимаемым не только как равенство на рынке товаропроизводителей, но и как равенство в отношениях между всеми субъектами рынка: производителями и потребителями, производственными структурами и инфраструктурой рынка, государственными органами и структурами рыночной экономики.

     Но  небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при  завоевании монопольного положения. Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к монопольному захвату рынка, вытеснению конкурентов с целью получения монопольно высоких доходов является объективной реальностью.

     Монополия — это понятие, противоположное  конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории «чистая монополия», которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

    Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

    Монополия может стать причиной возникновения  негативных явлений в рыночной экономике. По мнению Г.И. Рузавина, препятствуя  конкуренции, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов общества. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования. Особую опасность в этом отношении представляют монополии, которые защищены от конкуренции юридическими барьерами.

    В монополизированной экономике цены утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на колебания потребностей и спроса. Монополия заглушает импульсы, которые идут от спроса к производству, в результате чего происходит дезориентация инвестиционных потоков, а потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг [7, 43].

    Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить  свободную конкуренцию, а конкуренция  подрывает чье-либо господство на рынке.

    Монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации [11, 278].

    Если  цены формируются в условиях совершенной  конкуренции, они ставят в более  выгодное положение те фирмы, которые  распределяют ограниченные ресурсы  лучше других и у которых поэтому  затраты ниже рыночной цены. Если на рынке господствует монополия, то ситуация меняется. «Хозяин рынка» может навязать обществу объем продаж и уровень цен, обеспечивающий ему наибольшую выгоду даже в том случае, если он используют ресурсы не лучшим образом, а его затраты выше, чем у других. Тогда механизм цен перестает работать 

    В том случае, когда и монополия, и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми  условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции.

    Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Поэтому можно сделать вывод, что монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

    Особого рассмотрения требует соотношение  конкуренции и монополии в  современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

    Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести  речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

    Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен  значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

    В современных условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет  соперничество.

    В развитых капиталистических странах и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с предприятиями, не входящими в монополистические объединения и ведущими тяжелое противоборство с ними за более выгодные условия изготовления и реализации товаров. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Государственное регулирование деятельности монополий 

    За  свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями  и убедилось, что они – экономическое  зло. Появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

    Монополизм  – явление столь древнее и  привычное для человечества, что, казалось бы, справиться с ним просто немыслимо. Более того, некоторые экономисты (Карл Маркс и его последователи) считали, что непобедимый монополизм, в конце концов просто разъест изнутри экономику рыночного типа и ее надо срочно заменять на плановое государственное хозяйство под названием «социализм».

    К концу 19 в. экономисты и правительства  ведущих держав мира наконец тоже осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними.

    В данной главе мы рассмотрим основные этапы становления и главные принципы и проблемы антимонопольного законодательства и проанализируем главные направления борьбы с монополиями в современной рыночной экономике Российской Федерации. 
 

    2.1 Антимонопольное законодательство 

    Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны, такими как  недопроизводство, завышенные цены неэффективное производство и т.д. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование и есть специальный орган власти для надзора за его исполнением. Его главной задачей является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции.

    Антимонопольное регулирование настраивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приемов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов. Оно не ограничивается какими-то временными рамками. Поскольку современная экономика устроена так, что неизбежно порождает монополизм, постольку противодействие ему превращается в постоянную обязанность государства.

    Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

    Антимонопольное законодательство – это законы и  другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие создаю монопольных  структур и объединений, монополистических действий [14, 26].

    По  мнению Г.И. Рузавина, при разработке антимонопольного законодательства и  других мероприятий, направленных на ограничение  деятельности монополий, следует исходить из главной цели – способствовать расширению свободной конкуренции, сделать ее более совершенной. В этих целях необходимо:

  • контролировать поведение монополий на рынке, добиваясь снижения высоких монопольных цен до уровня регулируемых, не допукать явного или тайного сговора по установлению цен, намного превышающих общественные издержки;
  • запрещать объединение, слияние и поглощение крупными фирмами средних и небольших, чтобы обеспечить децентрализацию и эффективное использование ресурсов и общественного богатства.

    Первые  антимонопольные законы появились в США более 100 лет тому назад. В настоящее время антимонопольное законодательство является частью правовой системы многих стран.

    Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

  • Закон Шермана (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Он предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет, штрафа до 1 млн. долларов для компании и до 100 тыс. долларов для физического лица, или расформирование компании;
  • Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии. Основные положения закона Клейтона гласили:
  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства.

  • Закон Робинсона-Питмэна (1936 год) содержит запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических цен, а также хищнического ценообразования (установления цены ниже уровня средних или предельных затрат с целью вытеснения конкурента с рынка) [13, 43-44].

Информация о работе Государственное регулирование деятельности монополий