Государственное регулирование деятельности монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………….3

1 Монополии: сущность, виды……………………………………………….…..…5

1.1 Сущность монополий………………………………………………….…….…5

1.2 Формы и виды монополий…………………………………………….……...10

1.3 Монополия и конкуренция………………………………………………..….15

2 Государственное регулирование деятельности монополий………….………..21

2.1 Антимонопольное законодательство............................……………………...21

2.2 Антимонопольная политика в России на современном этапе……………..26

Заключение………………………………………………………………...………..31

Список использованных источников……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение..…………………………………………………………………………….3

1 Монополии: сущность, виды……………………………………………….…..…5

  1.1 Сущность монополий………………………………………………….…….…5

  1.2 Формы и виды монополий…………………………………………….……...10

  1.3 Монополия и конкуренция………………………………………………..….15

2 Государственное регулирование деятельности монополий………….………..21

  2.1 Антимонопольное законодательство............................……………………...21

  2.2 Антимонопольная  политика в России на современном  этапе……………..26

Заключение………………………………………………………………...………..31

Список использованных источников……………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    На  совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.

    Объект  исследования данной работы – монополия. Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

    Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

    С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

    Изучение  монопольных рынков актуально для  принятия экономических решений по разным вопросам.

    Цель  данной работы – наиболее полно  осветить и проанализировать важнейшие  черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.

    В течение написания курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших очень большой вклад в исследование данной проблемы, как Г.И. Рузавина, В.А. Сидорова, С. Фишера, А.Г. Грязновой. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях».  
 
 

    1 Монополии: сущность, виды 

    На  современном рынке часто встречается  ситуация, когда одна фирма полностью  контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого  с ним товара.

    Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает  возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на  рынке определенного товара.

    Как экономическое явление монополии  были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий [4, 187].

    В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии, её формы и виды, а также попытаемся провести сравнение  двух, на первый взгляд взаимоисключающих понятий, - «монополия» и «конкуренция». 
 
 

    1.1 Сущность монополий 

    Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  целесообразно применять комплексный  подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

  • такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
  • исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству [14, 234];
  • крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей [2, 405].

    Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:

  • на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
  • нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
  • полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
  • наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

    Доминирование на рынке дает возможность устанавливать  монопольные цены и получать монопольную  прибыль. По монопольно высоким ценам  монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

    Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты [13, 49].

    Поскольку фирма-монополист, так же как и  любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

    В отличие от фирмы, которая находится  в условиях совершенной конкуренции и для которой характерно равенство предельного дохода и цены, в случае монополии кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Это происходит потому, что поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объемов продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. Поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции, а именно: он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

    Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке  данного товара [14, 234]. Монопольная цена выше той, которая установилась бы при отсутствии монополии. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Выгода монополиста обеспечивается за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

    Монопольная цена осуществляет перераспределение  продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое  основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

    Структура монопольной цены может быть представлена формулой (1):

                                                Рm= Р1 + Р23,                                                      (1)

      где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

      Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

      Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

    Монопольная прибыль больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли по принципу «равная прибыль на равный капитал». Помимо этого, монопольная прибыль включает обычную сверхприбыль, получаемую любыми преуспевающими предпринимателями, монополистическую сверхприбыль. Она отражает способность монополиста поднимать цену выше уровня предельных издержек, не обращая внимания при этом на конкурентов.

    Монополия может получать монопольные прибыли  только в том случае, если кривая спроса на ее продукцию расположена  выше кривой ее средних совокупных издержек (Рис.1).  

    P, ден. ед.

                  

                           

                    ATC 

       

       

          

                                      D

                       MR

         

                                                             Q, ед.

     

    Рисунок 1 – Определение монопольной прибыли:

Информация о работе Государственное регулирование деятельности монополий