Государственное регулирование цен и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики осуществляется на двух уровнях – на макроуровне (субъект – государство) и на микроуровне (субъект – частные фирмы). От того, как ведет экономическую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Цена. Система цен и их классификация……………………………………. 4
2 Государственное регулирование цен………………………………………… 7
3 Государственное регулирование заработной платы……………………… 10
Заключение………………………………………………………………………. 15
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

контрольная макроэкономика.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

  6. Установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые в государственном секторе экономики. Примером здесь могут служить, в частности, цены на минеральные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, железнодорожные и почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном секторе и повышению национальной конкурентоспособности.

  7. Правительственный контроль за ценами в форме фиксации или установления пределов их повышения. Такое регулирование цен используется чаще всего в исключительных случаях в условиях и обострения социальной напряженности.

  8. Передача прав установления и контроля над ценами на определенные виды товаров национальным органам [2].

3 Государственное  регулирование заработной  платы 

  Процесс развития рыночной экономики невозможен без учета социальных факторов, накладывающих  отпечаток на базисные конструкции  экономической системы - общественное благосостояние, экономическое равенство и социальная справедливость, экономический потенциал страны. Реализация экономического потенциала страны, определяющая уровень жизни людей, во многом зависит от системы управления экономикой и, прежде всего, от экономических управляющих воздействий государства.

  Социальная  политика определяет многие стороны  бытия. Уровень   социальных гарантий зависит от социально-рыночной трансформации  экономики и формирует экономические  возможности потенциала страны,  без поддержки с социальной стороны  невозможно нормальное  воспроизводство общественного продукта. С экономической точки зрения, социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае она охватывает решения и мероприятия, которые затрагивают все стороны жизни членов общества, включая обеспечение  последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.п., перераспределение финансовых  ресурсов государства для достижение этих целей. Во втором случае содержание социальной политики исчерпывается чисто социальными решениями и мероприятиями, связанными с поддержкой слоев общества, которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активную роль в условиях рыночных отношений (дети, неработающие пенсионеры, инвалиды, в определенных условиях - работники организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней), а также с обеспечением развития некоммерческой части социально-культурной сферы.

  По  своей природе социальная политика прежде всего региональна и муниципальна, т.е. человек должен получать необходимую поддержку в той среде, где он существует, где он работает и где легко проверить, увидеть реальные возможности, реальное состояние, оценить реальные потребности этого человека. Регионализация социальной политики позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, дефицит которых усугубляется бессистемной, нерациональной реализацией социальных мероприятий.

  Главной и перспективной экономической  основой социальной политики должно в полной мере стать освоение правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, поэтапное решение всего круга социальных проблем, как унаследованных от командно-административной системы, так и возникающих в ходе рыночных условий. При этом нужно отчетливо разграничивать две задачи:

  1) защитить от жесткого воздействия  рынка социально уязвимые слои  населения, которым не обойтись  без социальной поддержки государства, 

  2) способствовать средствами социальной  политики экономической активизации  различных слоев населения, развитию  их способности адаптироваться к рынку, более того, реализовать те преимущества, которые формируются новыми социально-экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и, соответственно, дохода.

  Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов:

1. Создание надежного правопорядка,  в рамках  которого  возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры,  в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований,  запретов и  использование рыночно - хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.

 9. Макроэкономическое управление социально-  экономическими  процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

  Думается, на государственном уровне можно найти тот путь, который позволит квалифицированно координировать работу всего промышленно-производственного и социального комплекса республики по наращиванию мощи и развитию экономического потенциала Казахстана, причём за счёт качественного индустриального роста, а не путём резкого снижения жизненного уровня массы населения и непомерной нагрузки на состояние природных систем.

  Важным  направлением реализации государственной  политики на рынке труда станет содействие в трудоустройстве на основе использования республиканского банка вакансий.

  В существующих условиях высокой требовательности к  профессионализму и опыту при  найме на работу со стороны работодателей, служба занятости будет продолжать осуществлять посредническую роль между работниками и работодателями.

  В предстоящем периоде будет усилена  работа по трудоустройству граждан  в следующих направлениях:

  - формирование банка свободных  рабочих мест и вакансии;

  - информирование граждан о возможностях  трудоустройства через средства  массовой информации;

  - подбор работников по заявкам  работодателей;

  - подбор подходящей работы для  безработных и незанятого населения,  в том числе для безработных  из малообеспеченных семей;

  - трудоустройство безработных из  целевых групп населения на  социальные рабочие места, в том числе и на «Молодежную практику»;

  - обучение и переобучение безработных;

  - ориентация граждан на самостоятельную  активную позицию в сфере занятости;

  - защита интересов внутреннего  рынка.

  Реализацией социальной политики в стране занимается Министерство труда и социальной защиты, созданное по указу Президента Республики Казахстан в 1996 году.

  Социальная  политика Казахстана до 1999 года основывалась на системе социальной защиты населения, полученной в наследство от бывшего СССР. Практически вся система была государственной и включала в себя два блока: государственную систему социального страхования и социальное обеспечение. В то же время углубляющиеся экономические преобразования в Казахстане сопровождались спадом производства, снижением отчислений в социальные фонды до недееспособного минимума. Отсутствие финансовых средств в бюджете на самые необходимые социальные нужды, обременялось огромным количеством льгот, которые на практике выливались в огромные суммы. Исходя из этих соображений, был произведен ряд преобразований в системе социальной защиты. Так, по Закону Республики Казахстан "О бюджетной системе Республики Казахстан" изменена система финансирования социального сектора.

  В соответствии с Концепцией социальной защиты населения Республики Казахстан, одобренной постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 г. № 886, а также Программой дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 30 ноября 2004 г. № 1241, начиная с 2005 г. предусмотрено построение трехуровневой системы социальной защиты населения,

  Социальная  защита в случае потери работы. Это направление социальной защиты предполагает внедрение двухуровневой структуры. Первый уровень: социальная защита всех безработных граждан путем содействия в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, предоставления оплачиваемых общественных работ за счет местных бюджетов и средств работодателя. Второй уровень: предоставление дополнительной защиты в зависимости от взноса через механизм обязательного социального страхования в течение определенного периода времени.

  Социальная  защита при наступлении старости предполагает совершенствование параметров солидарной и накопительной пенсионной систем,

  Социальная защита малообеспеченных граждан. Снижение потенциала бедности предполагается достигнуть путем создания новых рабочих мест и повышения зарплаты. Государственная адресная социальная помощь будет предоставляться гражданам в денежной, натуральной, институциональной формах, а также в виде предоставления оплачиваемых общественных работ на основе реальных критериев нуждаемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  Изучив  государственное регулирование цен и заработной платы в Республике Казахстан, можно сделать следующие выводы:

  1.   Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.
  2. Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

    3. Государственное  регулирование происходит в строго  определенной последовательности.

    4. В ходе развития рыночной экономики в Казахстане требует определения такой важный компонент современного государственного регулирования, как социальная политика.

    5. Основными направлениями социальной политики являются: регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Шеденов У. К., Байжомартов У. С., Комягин Б. И,,Жунусов  Б. А., Шеденов И. У. Общая экономическая  теория. Учебник/под ред. Шеденова У. К. - Алматы-Актобе, «А-Полиграфия», 2007г. – 627 с.
  2. Айтбаева Ж. Система социальной защиты в Республике Казахстан // Саясат.- 2007.-№9- 34-38 с.
  3. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.
  4. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.
  5. Можичев В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // «Социальная защита».- 2006.-№1.19-20 с.
  6. Морозова Т.Г. Региональная экономика. – М.: 2000 г. – 378 с.

Информация о работе Государственное регулирование цен и заработной платы