Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, реферат
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование цен, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.
Введение 3
1 Понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен 4
2 Основные функции и инструменты государственного регулирования цен 6
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен в РФ 13
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Социальная политика и политика регулирования доходов.
Любое государство проводит определенную социальную политику.
Инструмент перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.
Внешнеэкономическая политика.
Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги на ввоз и вывоз продукции и т.д.
Манипулируя
таможенными пошлинами, государство
может оказывать косвенную
Все инструменты проведения государственного регулирования цен тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие.
Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта.
Таким образом, ни один из инструментов государственного регулирования цен не действует изолированно от других.
Методы государственного регулирования цен:
Амортизационная политика, играющая главную роль в решении проблемы обновления основного капитала, как важной составляющей конкурентоспособности предприятия.
Решение проблемы осуществляется за счет того, что государство обязывает большинство предприятий в стране соблюдать определенные факторы ценообразования. Налоговая политика, являющаяся важнейшим рычагом государственного регулирования конкурентоспособности предприятий.
Повышение
уровня конкурентоспособности
Финансово-кредитное
регулирование, включающее в себя смягчение
или ужесточение условий
Финансово-кредитное
регулирование стало
Применение финансово-кредитного регулирования направлено в первую очередь на снижение объемов производства, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
Таможенное
регулирование, заключающееся в
использовании экспортно-
Применение таможенного регулирования в экономике страны возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых повышение конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
Страховое регулирование.
К
административным методам государственного
регулирования
разработка и реализация актов, способствующих развитию рыночных отношений;
принудительная демонополизация экономики, в противном случае просто невозможно существование рынка, рыночных отношений, а, значит, и конкурентоспособных предприятий;
государственная система стандартизации, являющаяся одним из рычагов государственного воздействия на конкурентоспособность предприятий и качество их продукции.
Применение
в экономике страны метода страхового
регулирования «блокирует»
Для успешного применения метода страхового регулирования необходимо доверие инвесторов, основанное на понимании политики регулирующих органов, ее последовательности и прозрачности.
Метрологический контроль.
Система государственного регулирования цен осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Таким образом, процесс государственного регулирования цен позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РФ в период перехода ее экономики к рынку.
Государственное регулирование цен в РФ представляет собой процесс воздействия государства, государственных органов на процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, а также связанные с ними финансовые потоки, имущественные отношения в целях эффективного использования ресурсов во имя удовлетворения текущих и перспективных общественных и личных потребностей населения страны.
Практика государственного регулирования цен в РФ является процессом, который не может быть признан в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной экономике.
Единственным исключением является регулирование тарифов и цен в отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим законодательством РФ.
Процесс государственного регулирования цен в России представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.
Из практики государственного регулирования цен в России известно, что нередко регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования.
Практика государственного регулирования цен в России выявила целый ряд проблем:
Сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров.
Завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами.
Переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.
Государственное регулирование цен в России, где присутствует конкуренция, не имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.
Государственное регулирование цен лишь подает неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную продукцию.
На рынках России во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.
Как показывает практика в ходе мирового финансового кризиса 2007-2008г.г. государственное регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.
Практика государственного регулирования цен в России показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
Всемерное укрепление механизмов рыночной системы.
Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
Курс
на постепенное искоренение
Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.
Процесс государственного регулирования цен в России занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы).
В
первом случае РФ устанавливает все
экономические параметры
В
соответствии с контрактами стабильности
государство заключало с
Как показывает практика государственного регулирования цен в России, в случае если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом. Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя.
Российские экономисты пришли к выводу, что подобное регулирование за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг.
Как показывает практика, процесс государственного регулирования цен в России не означает полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены.
Посредством государственного регулирования цен в РФ осуществляется борьба с инфляцией.
Борьба с инфляцией посредствам государственного регулирования цен проходит на экономической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Оценка борьбы с инфляцией посредствам государственного регулирования цен чрезвычайно проблематична.
Проблемы борьбы с инфляцией посредствам государственного регулирования цен.
Временной лаг.
Это период, обусловленный реализацией борьбы с инфляцией, включающий этапы:
Информация о работе Государственное регулирование цен и его последствия