Государственное регулирование цен и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование цен, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен 4
2 Основные функции и инструменты государственного регулирования цен 6
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен в РФ 13
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

гос рег цен.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Социальная  политика и политика регулирования  доходов.

     Любое государство проводит определенную социальную политику.

     Инструмент перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

     Внешнеэкономическая политика.

     Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги на ввоз и  вывоз продукции и т.д.

     Манипулируя таможенными пошлинами, государство  может оказывать косвенную поддержку  национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

     Все инструменты проведения государственного регулирования цен тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие.

     Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта.

     Таким образом, ни один из инструментов государственного регулирования цен не действует изолированно от других.

3 Методы государственного регулирования цен

 

     Методы  государственного регулирования цен:

     Амортизационная политика, играющая главную роль в  решении проблемы обновления основного капитала, как важной составляющей конкурентоспособности предприятия.

     Решение проблемы осуществляется за счет того, что государство обязывает большинство предприятий в стране соблюдать определенные факторы ценообразования. Налоговая политика, являющаяся важнейшим рычагом государственного регулирования конкурентоспособности предприятий.

     Повышение уровня конкурентоспособности производителей с помощью данного метода возможно за счет снижения налоговой базы, налоговых  ставок и уменьшения количества налогов, диверсификации льгот по налогу на прибыль, идущей на расширение производства конкурентоспособной продукции, активизации использования инвестиционного налогового кредита, дифференциация налоговых ставок в зависимости от уровня развития предприятия и эффективности используемых вложений, и т.д.

     Финансово-кредитное  регулирование, включающее в себя смягчение  или ужесточение условий действия финансово-кредитного механизма.

     Финансово-кредитное  регулирование стало применяться, когда инфляционный рост в экономике  цен стал устойчивой тенденцией.

     Применение  финансово-кредитного регулирования  направлено в первую очередь на снижение объемов производства, а в целом  – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

     Таможенное  регулирование, заключающееся в  использовании экспортно-импортных  тарифов и таможенной политики для  стимулирования отечественного производства и конкурентоспособности.

     Применение  таможенного регулирования в экономике страны возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых повышение конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

     Страховое регулирование.

     К административным методам государственного регулирования конкурентоспособности  относятся:

     разработка  и реализация актов, способствующих развитию рыночных отношений;

     принудительная  демонополизация экономики, в противном  случае просто невозможно существование рынка, рыночных отношений, а, значит, и конкурентоспособных предприятий;

     государственная система стандартизации, являющаяся одним из рычагов государственного воздействия на конкурентоспособность  предприятий и качество их продукции.

     Применение  в экономике страны метода страхового регулирования «блокирует» процесс  дефицита товаров. При этом регулируемым организациям гарантируется возврат  средств с экономически обоснованным уровнем доходности, а потребители  получают возможность использовать новый объект коммунальной инфраструктуры, расплачиваясь за его строительство в течение всего срока использования.

     Для успешного применения метода страхового регулирования необходимо доверие  инвесторов, основанное на понимании  политики регулирующих органов, ее последовательности и прозрачности.

     Метрологический контроль.

     Система государственного регулирования цен осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

     Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

     Таким образом, процесс государственного регулирования цен позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РФ в период перехода ее экономики к рынку.

 

     

4 Основные последствия государственного регулирования цен в РФ

 

     Государственное регулирование цен в РФ представляет собой процесс воздействия государства, государственных органов на процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, а также связанные с ними финансовые потоки, имущественные отношения в целях эффективного использования ресурсов во имя удовлетворения текущих и перспективных общественных и личных потребностей населения страны.

     Практика  государственного регулирования цен  в РФ является процессом, который не может быть признан в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной экономике.

     Единственным  исключением является регулирование  тарифов и цен в отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим законодательством РФ.

     Процесс государственного регулирования цен  в России представляет собой сложный  и чрезвычайно дорогостоящий  процесс.

     Из  практики государственного регулирования  цен в России известно, что нередко регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования.

     Практика государственного регулирования цен в России выявила целый ряд проблем:

     Сокращать производство товаров с регулируемыми  ценами, переключаясь на производство других товаров.

     Завышать  затраты по товарам с регулируемыми  ценами.

     Переносить  затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.

     Государственное регулирование цен в России, где  присутствует конкуренция, не имеет  смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.

     Государственное регулирование цен лишь подает неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную продукцию.

     На  рынках России во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как  со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.

     Как показывает практика в ходе мирового финансового кризиса 2007-2008г.г. государственное  регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее  время от него смогут отказаться как  региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.

     Практика  государственного регулирования цен  в России показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

     Всемерное укрепление механизмов рыночной системы.

     Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений  на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

     Курс  на постепенное искоренение неуправляемой  инфляции, пользующийся поддержкой большинства  населения.

     Если  этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

     Процесс государственного регулирования цен  в России занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы).

     В первом случае РФ устанавливает все  экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе  объем инвестиций, оплаты труда и  цены на готовую продукцию, во втором – государство оказывает минимальное  воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.

     В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями  соглашения, по которым они имели  право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен – поддержание.

     Как показывает практика государственного регулирования цен в России, в  случае если прибыль предприятия  росла быстрее, чем цены, то они  облагались специальным антиинфляционным налогом. Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя.

     Российские  экономисты пришли к выводу, что  подобное регулирование за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг.

     Как показывает практика, процесс государственного регулирования цен в России не означает полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены.

     Посредством государственного регулирования цен  в РФ осуществляется борьба с инфляцией.

     Борьба  с инфляцией посредствам государственного регулирования цен проходит на экономической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

     Оценка  борьбы с инфляцией посредствам  государственного регулирования цен чрезвычайно проблематична.

     Проблемы  борьбы с инфляцией посредствам государственного регулирования цен.

     Временной лаг.

     Это период, обусловленный реализацией  борьбы с инфляцией, включающий этапы:

Информация о работе Государственное регулирование цен и его последствия