Государственное регулирование цен и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование цен, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен 4
2 Основные функции и инструменты государственного регулирования цен 6
3 Методы государственного регулирования цен 10
4 Основные последствия государственного регулирования цен в РФ 13
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

гос рег цен.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политической экономии 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Государственное регулирование цен  и его последствия 

Некрасова Татьяна  Леонидовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011

 

      Содержание 
 
 

 

Введение

 

     В современных условиях любое государство  осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

     По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование цен, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

     Однако  необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Рыночные принципы предполагают, прежде всего, приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений.

     Что касается государственного регулирования  цен, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности, как это было при советской экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.

     Как показывает опыт, действующая система  государственного регулирования цен прошла длительный и сложный путь становления и развития.

     Рынок, представленный самому себе, порождает  множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы существующего социального порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и экономической системы.

     Рынок сам по себе не способен создать  и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане в РФ государство играет и продолжает играть существенную роль.

1 Понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен

 

     Государственное регулирование цен представляет собой анализ практики формирования и установления цен и их регулирования, контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством РФ.

     Государственное регулирование цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением. Политика государственного регулирования цен является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение.

     Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

     Система государственного регулирования цен обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, а также Федеральными органами РФ, в частности Департамента цен.

     Будучи  центральным органом федеральной  исполнительной власти, Департамент  цен осуществляет не только государственное регулирование цен, но и межотраслевую координацию цен.

     На  уровне субъектов РФ вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

     Особое  значение имеет государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно.

     Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики.

     Цели  государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.

     Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов  монополий завышение цен и  тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное  регулирование ценообразования.

     Основными задачами государственного регулирования  цен являются:

    • обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);
    • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
    • стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;
    • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

     Управление развитием экономики в регионах РФ.

     В настоящее время разграничена компетенция в системе государственного регулирования цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

     Так, на федеральном уровне сохраняется  государственное регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

     Таким образом, процесс государственного регулирования цен является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

2 Основные функции и инструменты государственного регулирования цен

 

     Многообразие  вышеописанных задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен определяют выполняемые государством экономические функции.

     Функции государственного регулирования цен:

    • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
    • антимонопольное регулирование (защита конкуренции);
    • воздействие на размещение ресурсов с целью повышения эффективности;
    • выработка программы воздействия на распределение доходов.

     Комплекс функций государственного регулирования цен: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство.

     В этих правилах определяются форма и  права собственности, условия заключения контрактов, правила функционирования коммерческих предприятий их взаимоотношения между собой и государством, взаимные обязательства профсоюзов и администрации.

     Антимонопольное регулирование.

     Чтобы защитить свободную конкуренцию  на рынке, государство принимает  антимонопольное законодательство, которое определяет регулирование естественных монополий. Антимонопольное регулирование является важнейшим законодательным актом, защищающим конкуренцию.

     Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль, вплоть до дробления монополии на несколько предприятий и т.д.

     Защита  конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к  регулированию правил поведения  монополий или борьбы с ними.

     Важнейшим условием создания конкурентной среды  является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

     Современное антимонопольное законодательство РФ имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

     Размещение  ресурсов.

     Общепризнанным  достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

     Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

     Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг.

     В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной  науки, образования. Оно может брать  на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

     Перераспределение доходов.

     Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему.

     Общество  берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д.

     Деятельность  государства, как субъекта имущественных отношений.

     Традиционным  объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).

     В процессе выполнения данных функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

     Фискальная  и денежная политика.

     К фискальной политике в системе государственного регулирования цен относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств.

     За  счет бюджетных средств государство  выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

     Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу  и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Информация о работе Государственное регулирование цен и его последствия