Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:21, курсовая работа
Цель данной работы: показать характеристику государственного и частного предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………..…….2
1. Содержание и признаки предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства……………….......….....4
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности…………………...6
1.3 Предпринимательский потенциал России……………………….....…....8
2. Государственное предпринимательство
2.1 Роль государства в экономике…………………………………….…......10
2.2 Методы государственного воздействия на рынок………….………..…14
2.3 Государственное предпринимательство в условиях………………..…16
рыночной экономики
3. Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития.
3.1 Сущность и критерии определение субъектов
малого предпринимательства…………………………………………....21
3.3 Субъекты малого предпринимательства…………………………...…...23
4. Государственная поддержка частного предпринимательства
4.1 Основные направления государственной поддержки
частного предпринимательства………………………………...............29
4.2 Государственная поддержка и развитие малого
предпринимательства………………………………………………........32
4.3 Учебно - методологическая, научно - методическая
поддержка субъектов малого предпринимательства……………….....34
4.4 Информационное обеспечение частного
предпринимательства………………………………………………..…...34
Заключение…………………………………………………………………........35
Список литературы…………………………………………………………..….37
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где
деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромны вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:
· обеспечение необходимых темпов роста,
· сглаживание циклических колебаний,
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса,
· и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных
предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.
Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:
· энергетика,
· транспорт,
· связь.
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной
энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.
Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также
· предоставление населению льгот в различных областях социальной
инфраструктуры,
· помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в
целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой
основе позиций страны в мировом хозяйстве,
· проведение региональной политики создания в экономически отсталых
районах промышленных предприятий,
· увеличение числа рабочих мест,
· охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
· строительство очистных сооружений,
· развитие фундаментальных научных исследований,
· производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем
предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают
замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных
государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,
топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2.Стратегическое
прогнозирование развития
прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3.Координация
усилий общества по охране
и оздоровлению окружающей
4.Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5.Выработка
и обеспечение социальных
6.Поддержание
в нормальном состоянии
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
3.Малое предпринимательство
3.1 Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.
Как явствует из самого определения,
«малое предпринимательство» – это
предпринимательская
По данным Мирового банка, общее
число показателей, по которым предприятие
относится к субъектам малого
предпринимательства, превышает 50. Однако
наиболее часто применяемыми критериями
являются следующие: средняя численность
занятых на предприятии работников,
ежегодный оборот, полученный предприятием,
как правило, за год, и величина активов.
Однако почти во всех развитых странах
первым критерием отнесения
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.;
в строительстве - 100 чел.;
на транспорте - 100 чел.;
в сельском хозяйстве - 60 чел.;
в научно-технической сфере - 60 чел.;
в оптовой торговле - 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 чел.
В Федеральном
Законе РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
В соответствии
со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются
на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями
Следовательно,
в соответствии с гражданским
законодательством субъектами малого
предпринимательства являются юридические
лица как коммерческие организации
и индивидуальные предприниматели,
имеющие право создавать малые
предприятия в различных
Итак, российским
законодательством установлен один
из важнейших показателей, на основе
которого предприятия (организации) относятся
к субъектам малого предпринимательства,
- это численность работающих. Поэтому
правильность определения численности
работающих на предприятии имеет
первостепенное значение как для
отнесения предприятия к
3.2 Субъекты малого предпринимательства.
В соответствии
с законодательством малые
Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Индивидуальным
Коммерческими
организациями являются юридические
лица, преследующие извлечение прибыли
в качестве основной цели своей деятельности,
что соответствует
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии. Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.
Информация о работе Государственное и частное предпринимательство