Государственное и частное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: показать характеристику государственного и частного предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….2

1. Содержание и признаки предпринимательства

1.1 Экономическая природа предпринимательства……………….......….....4

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности…………………...6

1.3 Предпринимательский потенциал России……………………….....…....8

2. Государственное предпринимательство

2.1 Роль государства в экономике…………………………………….…......10

2.2 Методы государственного воздействия на рынок………….………..…14

2.3 Государственное предпринимательство в условиях………………..…16

рыночной экономики

3. Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития.

3.1 Сущность и критерии определение субъектов

малого предпринимательства…………………………………………....21

3.3 Субъекты малого предпринимательства…………………………...…...23

4. Государственная поддержка частного предпринимательства

4.1 Основные направления государственной поддержки

частного предпринимательства………………………………...............29

4.2 Государственная поддержка и развитие малого

предпринимательства………………………………………………........32

4.3 Учебно - методологическая, научно - методическая

поддержка субъектов малого предпринимательства……………….....34

4.4 Информационное обеспечение частного

предпринимательства………………………………………………..…...34

Заключение…………………………………………………………………........35

Список литературы…………………………………………………………..….37

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

    На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где

деятельность  противоречит природе частных фирм или же требуются огромны вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

·   обеспечение необходимых темпов роста,

·    сглаживание циклических колебаний,

·    поддержание занятости,

·    стимулирование научно-технического прогресса,

·   и т.д.

    Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных

предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.

Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры:

·  энергетика,

·  транспорт,

·  связь.

   Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной

энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

    Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

    К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также

· предоставление населению льгот в различных областях социальной

   инфраструктуры,

· помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в

   целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой

   основе позиций страны в мировом хозяйстве,

· проведение региональной политики создания в экономически отсталых

   районах промышленных предприятий,

· увеличение числа рабочих мест,

·  охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

· строительство очистных сооружений,

· развитие фундаментальных научных исследований,

· производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

    Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем

предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают

замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

    Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных

государственно-частных  предприятий и корпораций, имеющих  акционерную форму.

    Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,

топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2.Стратегическое  прогнозирование развития науки  и техники, долгосрочное

прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3.Координация  усилий общества по охране  и оздоровлению окружающей среды.

4.Создание  производственной и социальной  инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5.Выработка  и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6.Поддержание  в нормальном состоянии денежной  и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               3.Малое предпринимательство

 

3.1 Сущность и критерии определение субъектов малого       предпринимательства.

 

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого  понятия.

По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятие  относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность  занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах  первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен  постановлением Совета Министров РСФСР  «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых  изменениях в налогообложении и  во взаимоотношениях бюджетов различных  уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.;

в строительстве - 100 чел.;

на транспорте - 100 чел.;

в сельском хозяйстве - 60 чел.;

в научно-технической  сфере - 60 чел.;

в оптовой  торговле - 50 чел.;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов

деятельности - 50 чел.

В Федеральном  Законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под  субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие в  качестве своей основной цели извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение прибыли  в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям.

Следовательно, в соответствии с гражданским  законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические  лица как коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые  предприятия в различных организационно-правовых формах, о чем речь пойдет ниже.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся  к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому  правильность определения численности  работающих на предприятии имеет  первостепенное значение как для  отнесения предприятия к категории  субъекта предпринимательства, так  и для получения им права на соответствующую поддержку.

 

3.2 Субъекты малого предпринимательства.

 

В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами  малого предпринимательства могут  быть граждане (физические) и юридические  лица.

Физические  лица (граждане) могут быть участниками  малого предпринимательства как  непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Коммерческими организациями являются юридические  лица, преследующие извлечение прибыли  в качестве основной цели своей деятельности, что соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия  предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом  получении прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии. Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Информация о работе Государственное и частное предпринимательство