Государственное антициклическое регулирование

Автор: d**************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Общество постоянно переживает подъемы и спады, развивается циклически. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.
Экономический цикл – периодические колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого. Экономический цикл состоит из двух фаз: подъема и спада деловой активности и двух поворотных точек: пика и низшей точки спада.

Содержание

Введение 3
1. Признаки цикличности развития экономики 4
2. Промышленный цикл и его фазы. Большие циклы Н.Д.
Кондратьева 5
3. Государственное антициклическое регулирование 12
Практическая часть 17
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

1 вариант.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

     Как и мультипликативный эффект инвестиций, эффект акселерации коренится в  закономерностях воспроизводства  основного капитала. Эффект акселерации  состоит в следующем: увеличение доходов, потребления (к данному  году) сопряжено с намного большим  возрастанием инвестиций.

     Акселератор - это числовой множитель, показывающий, во сколько раз прирост годичного  потребительского спроса увеличивает  спрос на производственные инвестиции. Действие акселератора само собой переходит  в действие мультипликатора. Эффект акселерации в виде добавочных инвестиций как бы включает мультипликатор данного  года, т.е. каскады вторичного, третичного и т.п. спросов и на инвестиционные, и на потребительские товары. В  конечном счете действие мультипликатора запечатлевается в новом годичном приросте ВНП. А это снова инициирует акселерацию в будущем году. Возникает непрерывное цепное взаимодействие: выявление эффекта акселерации есть начало эффекта мультипликатора, а кристаллизация эффекта мультипликатора - начало нового эффекта акселерации. Отсюда привлекательность идеи овладения взаимодействием акселератора и мультипликатора, а в итоге - характером динамики экономики. Это позволило бы обществу применять такие их сочетания, которые обеспечили бы устойчивый экономический рост без чрезмерных неравномерностей и колебаний. Однако концепция сквозного цепного взаимодействия акселератора-мультипликатора находится все еще в процессе разработки. Такие известные экономисты, как С. Кузнец и Я. Тинберген, не признали акселератора.

     Гипотеза  «больших волн конъюнктуры», выдвинутая Н.Д. Кондратьевым в 1926 г., с 70-х годов  находится в центре внимания исследователей цикличности. «Длинные волны» не являются колебаниями: кризисы в «большой волне» не обязательно абсолютное падение  производства. Это изменения темпов роста вокруг долговременных тенденций (отсюда термин «волна» вместо термина  «цикл»). И фазы «длинных волн» иные: восстановление, длинный подъем, большой  кризис. Дефицит статистических материалов пока позволяет проследить только 2-4 «длинные волны». Тем не менее, изучаются  наложения фаз «длинных волн»  на фазы других циклов. Полагают, например, что Великая депрессия 1929-1933 гг. была совпадением кризиса промышленного  цикла с завершением («ямой») «длинной волны» в экономиках Запада.

     Причины, порождающие «длинные волны», а также  материальную основу их периодичности, пока нельзя считать вполне выясненными. Периодичность волн Кондратьева  не может опираться на обычные  замены-обновления техники и технологий в циклах Жуглара здесь следует говорить о целой серии замен, в процессе которых функционирует некоторый определенный технологический способ производства. По-видимому, смена одной «длинной волны» другой - это переход от одного технологического способа производства к другому. Тут же и качественные изменения в рабочей силе и системе образования, и коренные новации в организационно-экономических отношениях, в сфере управления - целая структурная революция. В фазе восстановления обновляется также и пассивная часть средств труда, которая при переходе от одного среднесрочного цикла к другому большей частью сохраняется.

     Необходимость перехода к очередной «длинной волне» соотносят с 1980-1990 гг. Примечательно, что в этот период в ряде стран  отмечалось замедление роста и даже снижение производительности труда. Это  вызывает необходимость коренного  совершенствования образования  и подготовки кадров, обновления устаревших элементов инфраструктуры народного  хозяйства - дамб, электростанций, гаваней, аэропортов и тому подобных сооружений, служащих десятки лет. Здесь требуются  громадные инвестиции, особенно государственные.

     Циклы Китчина, (названные так по имени одного из исследователей, английского экономиста Д.Ж. Китчина) носят совершенно иной характер. Если каждая «длинная волна» содержит несколько промышленных циклов, то каждый из последних заключает несколько циклов Китчина. Эти краткосрочные циклы состоят в нарушениях и восстановлениях равновесия на потребительском рынке. Каждый завершается новым равновесием при уже измененных пропорциях в спросе на потребительские товары. Циклы Китчина можно объяснить лагом между выделением инвестиций соответственно изменениям спроса и вводом в действие новых средств труда (что восстанавливает равновесие). Продолжительность циклов Китчина определяют по-разному. Например, называют сроки 2 года 4 месяца, 3 года, 3 года 4 месяца, 4 года.

     Циклы С. Кузнеца занимают промежуточное  положение между длинными волнами» и среднесрочными циклами. Их продолжительность  примерно 20 лет.

     Реальное  воспроизводство оказывается совмещением, сплетением и взаимоналожением разных циклов. Эти совмещенные циклы и волны образуют тот экономический или деловой цикл, с которым повседневно имеют дело все субъекты экономики. Анализ делового цикла, выявление его составляющих- чрезвычайно сложная задача. Сложности анализа столь велики, что могут приводить к совершенно разным результатам.

     После второй мировой войну трудности  анализа делового цикла не только не уменьшились, а напротив, возросли. Произошли деформации промышленного  цикла. Фазы кризиса и депрессии  стали сопровождаться инфляцией (их наложение называют стагфляцией). Стагфляция затрудняет выход из кризиса и  удлиняет его (пример - продолжительный  кризис 1980-1982 гг.). Классические кризис и депрессия с падением цен, а  далее и ссудного процента создавали  обстановку, благоприятную для получения  ссуд предпринимателями и для  инвестиций, что приближало оживление  экономики. Инфляция же сопровождается не только высокими ценами на товары, но и высоким ссудным процентом, угнетающим инвестиции.

     В этот период возникла тенденция к  уменьшению размаха колебаний цикла. Наибольшее падение годичного объема промышленного производства в индустриальных центрах имело место в 1975г. (7% к  уровню докризисного 197З г.). Это примерно вдвое меньше падения промышленного  производства в 1938 г. в сравнении  с 1937г. Среди причин данной тенденции - усиление как государственного, так  и частного регулирования воспроизводства. 

     3. Государственное антициклическое регулирование

     Экономическая политика государств развивалась главным  образом как антикризисная, антициклическая. Проработан широкий арсенал направлений, мер по регулированию цикла. В этом арсенале сегодня - инструментарий фискальной политики, средства монетарной политики и, наконец, меры прямого воздействия на пропорции воспроизводства - программирование и планирование национальных экономик.

     Фискальная  политика воздействует стабилизирующе на цикл уже масштабами государственных расходов, закупок товаров и услуг. Доля государственных расходов в ВВП в 1993г. колебалась от 34,9% в Японии до 73,5% в Швеции. Государственные закупки товаров и услуг - устойчивая к конъюнктурным колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Однако фискальная политика воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. С точки зрения воздействия на цикл она может быть либо поощрительной, экспансионистской либо сдерживающей, реструктурной.

     Монетарная  политика в ее теперешнем значении сложилась с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото. В  условиях золотого стандарта количество денег в обороте не оказывало  выраженного воздействия на цикл чрезмерное количество уходило в  сокровище, и оттуда восполнялись добавочные потребности в деньгах. Другое дело - деньги, не не размещенные на золото. Они подвержены инфляции, что препятствует их переходу в сокровище. Поэтому количество денег становится фактором воздействия на цикл. Ученые считают, что при денежной массе в размерах 70-60% от потребностей оборота общественное воспроизводство еще может самоподдерживаться, а при 30% - уже нет.

     Снабжение субъектов экономики деньгами происходит не через эмиссию, а путем «создания  денег банками», через многодепозитное расширение банковских избыточных резервов. При этом деньги либо предлагаются под низкие проценты (экспансионистская политика), либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда субъекты экономики вынуждены платить за деньги высокие проценты.

     Экспансионистской монетарной политикой государства  пользуются на нисходящей ветви цикла, рестриктивной - на восходящей. Среди достоинств антициклической монетарной политики выделяются гибкость, мобильность: ссудный процент может быть изменен не медленно. Считается, что монетарная политика особенно действенна по отношению к инвестициям - важнейшему движителю совокупного спроса.

     Правительства, борясь с кризисом, цикличностью, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик (например, экспансионистской  фискальной политики с политикой  дешевых денег). Однако широко признано, что сами по себе фискальная и монетарная политики не в состоянии избавить капитализм от цикличности, кризисов. С не «ремонтируют» диспропорции в сфере производства. Косвенно, через налоги и государственные  закупки, они подталкивают производство к равновесию, но вызывают при этом не только желательно, но и нежелательные  последствия. Например, стимулирующая  фискальная политика своим побочным эффектом имеет рост процентных ставок, что сокращает инвестиции, т.е. тот  же совокупный спрос, увеличение которого - цель экспансионистской политики. Положительный эффект политики как  бы сам собой подрывается.

     Что касается политики дорогих денег, то, проводимая в условиях подъема, она  повышает обменный курс валюты страны, а значит удорожает товары данной страны при пересчете цен в денежные единицы других стран. Экспорт сокращается, торговый баланс становится пассивным, и государству приходится решать, пользоваться данным вариантом монетарной политики для сглаживания цикла. Причем при сочетании мер фискальной и монетарной политик только накладываются друг на друга желательные эффекты, но соединяются также и нежелательные эффекты обеих политик.

     Представители различных научных школ давали свои рекомендации по совершенствованию  антициклической политики. Дж. Кейнс исследовал все формы эффективного спроса, но в итоге пришел к тому же выводу, что и К.Маркс: цикличность экономики зависит от инвестиций. Подобно Марксу, за колебаниями инвестиций увидел норму прибыли («предельную эффективность капитала»), у Кейнса - психологическое видение нормы прибыли в форме ее ожиданий капиталистами (продукт психологического состояния, настроений). Подъем он объясняет чрезмерным оптимизмом капиталистов, закрывающих глаза на нарастающий избыток товаров, рост издержек и другие симптомы. Однако первые же неплатежи ввергают предпринимателей в панику, когда даже прибыльные инвестиции кажутся им убыточными, - отсюда кризис. По Кейнсу, когда многие рынки неконкурентны и капитализм лишен механизма саморегуляции, необходимы фискальная, а также кредитно-денежная авнтициклическая политика государства.

     Упор  в кейнсианстве делается на фискальную политику, дефицитное финансирование (на нисходящей ветви цикла), на создание и расширение государственного спроса, а также (через налоговые ставки) - инвестиционного и потребительского спроса. Кредитно-денежная политика (предложение  денег и процентная ставка) нацелена на повышение инвестиционного спроса. Но она считается кейнсианцами менее действенной, чем фискальная, ее механизм состоит из слишком многих звеньев, при переходе от звена к звену нарастают искажения, нежелательные эффекты.

     М. Фридмен и монетаристы считают, что современная конкуренция, как и раньше, обеспечилась стабильность капитализма, если бы не неоправданное вмешательство государства. Его дискреционная фискальная и даже кредитно-денежная политики часто дают отрицательный эффект. Одним из действенных факторов экономической активности монетаристы признают предложение денег. Оно прямо, минуя ссудный процент, воздействует на экономику. Кризисы, цикличность часто вызываются хаотическим регулированием предложения денег государством, фискальная и кредитно-денежная политики (в их сложившемся виде) могут быть заменены монетарным правилом ежегодным расширением денежной массы в том же темпе, в каком растет ВНП, т.е. на 3-5 %. Это сняло бы и цикличность, и инфляцию.

     Общий подход монетаристов к государственному фискальному и кредитно-денежному регулированию разделяют и другие школы, примыкающие к неоклассическому направлению. Причем сторонники экономики предложения дневным в политике снижения налогов видят увеличение масштабов производства (через нераспределенную прибыль корпораций, сбережения, инвестиции), а также (через рост располагаемой заработной платы) усиление стимулов к труду. Этот рост предложения, с их точки зрения, обеспечивает расширение рынка и преодоление цикличности.

     Правительства широко используют инструменты фискальной и монетарной политики, разработанные  в основном кейнсианским направлением. Р. Рейган с достаточным успехом применил в США в начале 80-х годов положения экономистов - сторонников экономики предложения. Используются некоторые рекомендации монетаристов по установлению «потоков» размеров денежной массы и в других странах. Но ни одно правительство не строит свою антикризисную, антициклическую политику в полном объеме на рекомендациях одной теории. Как правило, каждая такая политика есть комбинация наиболее эффективных мер, предлагаемых разными школами.

     Экономическая необходимость подводит к прямому  регулированию пропорций общественного  воспроизводства, целевому их обеспечению  инвестиционными интервенциями  государства. 
 

Информация о работе Государственное антициклическое регулирование