Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:07, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209-306).

Работа содержит 1 файл

Истомин Д.И Экономика .docx

— 79.44 Кб (Скачать)

     Экономические отношения собственности в современном  обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения  субъекта собственности к объекту  собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его  имущественную ответственность  и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

     Владение - это фактическое обладание имуществом.

     Пользование - означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.

     Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением  имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

     В переходный период к рыночной экономике  в России широкое распространение  получила практика передачи права управлять  своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального  права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные  инвестиционные фонды, доверительные  общества и т.д.).

     Изменения в отношениях собственности стали  основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации. В теоретическом  плане трансформация собственности  потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

     Итак, в России взят курс на переход к  системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и  смешанную формы собственности  на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок  предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию  между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

     Какова  же сущность государственной собственности?

     Совсем  недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.

     Так, в теории марксизма ликвидация частной  собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией  в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была ликвидирована  частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в  торговле. Коллективизация в деревне  заменила индивидуальную собственность  крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной  и полугосударственной), собственности.

     В дальнейшем в СССР продолжался процесс  наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

     Установление  господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для  решения крупнейших хозяйственных  задач.

     На  развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась основой относительного равенства  в распределении материальных и  духовных благ между членами общества.

     Вместе  с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

     Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия  экономических стимулов к повышению  качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

     В результате эффективность народного  хозяйства, основанного на государственной  собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась  фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

     Аналогичные недостатки проявились и в колхозной  собственности.

     Административные  органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала государству по установленным им ценам.

     Отсутствие  подлинно хозяйского отношения к  производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.

     Однако  можно выделить и положительные  моменты в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.

     Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

     Так какова же должна быть сущность государственной  собственности, страны в которой  стремятся построить рыночную экономику?

     На  мой взгляд, для определения сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства  государства, а также его монопольные  отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и  урбанизация, проблемы окружающей среды  и социальная защита населения и  др.

     При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать  «потребности» государства в  лице его полномочных органов  для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ государства  необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет  основой для обороны.

     Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

     В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые  крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех  отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу —  грузовой транспорт, энергетика, связь  и т.д. Создание государственных  предприятий обусловлено отчасти  желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

     Такое же значение государственной собственности  сейчас принимает и Россия.

     Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:

     1. На уровне всей федерации —  федеральная собственность.

     2. На уровне субъектов федерации  (их 89). Каждый из них имеет свою  региональную собственность.

     3. Муниципальная собственность (собственность  на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга  и Москвы, которые выступают как  субъекты федерации).

     3. Приватизация

     В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляет переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимает трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Для осуществления перехода к рыночной экономике правительством были приняты меры по сокращению государственной собственности. В результате чего в начале 1990-х годов (после распада СССР) началась приватизация.

     Приватизацию  обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

     Приватизация  часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства  и их родственниками. С приватизацией  связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

     С другой стороны, приватизация проводилась  в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

     Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики  за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров .

     3.1 Нормытивная база приватизации

     Приватизация  в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе  она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При  этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».  Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).  До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и  Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.

Информация о работе Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы