Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:07, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.
Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209-306).
Экономические
отношения собственности в
Владение
- это фактическое обладание
Пользование - означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.
Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).
В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).
Изменения
в отношениях собственности стали
основным стержнем экономических реформ
в Российской Федерации. В теоретическом
плане трансформация
Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.
Какова же сущность государственной собственности?
Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.
Так,
в теории марксизма ликвидация частной
собственности на средства производства
рассматривается в качестве главного
содержания социалистической революции.
В соответствии с этой теорией
в России вслед за завоеванием
власти в октябре 1917 года была ликвидирована
частная собственность в
В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
Установление
господства государственной собственности,
отождествлявшейся с
На
развитии государственной собственности
базировался процесс
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные
предприятия экономически не были заинтересованы
в использовании новых
В
результате эффективность народного
хозяйства, основанного на государственной
собственности, оказалась невысокой,
по многим показателям она уступает
эффективности рыночной экономики.
Замедлялись темпы роста
Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.
Административные
органы безраздельно командовали колхозами,
определяли направление их производства,
формировали органы их управления.
Колхозная демократия носила формальный
характер. Колхоз был лишен права
распоряжаться своей
Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.
Однако
можно выделить и положительные
моменты в преобладании государственной
собственности. Так, концентрация значительной
части фонда накопления в руках
государства позволила
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?
На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.
При
определении сущности государственной
собственности необходимо учитывать
«потребности» государства в
лице его полномочных органов
для осуществления
Таким
образом, сущность государственной
собственности должна определяться
исходя из вышеназванных обстоятельств,
а остальная часть
В
экономике западных стран велико
значение государственной собственности.
В нее входят обычно некоторые
крупные промышленные предприятия,
банки, а также предприятия тех
отраслей, которые обслуживают
Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.
Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:
1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.
2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.
3.
Муниципальная собственность (
3. Приватизация
В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляет переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимает трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Для осуществления перехода к рыночной экономике правительством были приняты меры по сокращению государственной собственности. В результате чего в начале 1990-х годов (после распада СССР) началась приватизация.
Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация
часто подвергается резкой критике.
Утверждается, что новые обладатели
собственности получили её не по заслугам,
а за счёт личных связей и неформальных
отношений с первыми лицами государства
и их родственниками. С приватизацией
связывают появление в России
С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной
экономической задачей
3.1 Нормытивная база приватизации
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992). До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.